Система Orphus
Версия для слабовидящих
Василий Никитич Татищев – основатель Ставрополя-на-Волге (Тольятти)

Сентябрь 1995 г. – основание Волжского университета имени В. Н. Татищева

Русская версия
English version
На главную Поиск по сайту Карта сайта Версия для печати Контакты
вход »
Логотип

Газета «Волжский университет»

С народной артисткой России, заведующей кафедрой актерского мастерства Натальей Степановной Дроздовой мы встретились в преддверии значительного собтия - Международного дня театра.

– Наталья Степановна, начнем с вашего кинодебюта. В 2008 году на телеэкраны вышел сериал «Широка река», где вы исполнили одну из ролей второго плана. Расскажите, пожалуйста, о вашем участии в этом проекте?
– Это было летом 2006 года. Мне позвонил какой-то человек, представился Николаем Гусевым. Я его не знала, но оказывается, он знал меня: «Двадцать лет назад я видел вас на гастролях в составе театра «Колесо» в Оренбурге. Смотрел один из спектаклей с вашим участием и влюбился в вас как в актрису. Сейчас я арт-директор Филиппа Киркорова, мы приезжаем в Тольятти завтра – я привожу концерт Киркорова и Стоцкой – и хотел бы с вами увидеться». Я пришла на концерт, познакомилась с Николаем Гусевым, мы обменялись телефонами, и примерно через два года он мне позвонил и предложил: «Я продюсирую один сериал и хочу пригласить вас на роль». Я приехала в Москву, прошла пробы и была утверждена на роль бабы Шуры.

– Что вы можете сказать о процессе съемок?
– Съемки продолжались месяцев семь, с октября по март, потом еще было озвучивание. Раньше мне рассказывали, что сериалы снимают впопыхах, тяп-ляп, что актеры не знают текста, учат его прямо на площадке и так далее. Так вот, ничего подобного не было: режиссер разбирала с нами и тексты, и все, что будет происходить в кадре, ставила конретные задачи. За день до съемок нам всегда раздавали тексты, выучить их не составляло никакого труда, поскольку сериалы снимают короткими эпизодами.

– Не секрет, что много споров возникает при сравнении театра и кино. Очень часто театральные актеры перебираются в киноиндустрию и наоборот. Как вы думаете, что же все-таки интереснее?
– Мне кажется, что хороший театральный артист прекрасно впишется и в театр, и в кино, а вот киноартист может быть прекрасен на экране, но совершенно неубедителен на сцене.

– 27 марта во всем мире отмечается Международный день театра. Как вы относитесь к этому празднику? Как отмечаете его в театре, в университете на кафедре?
– Это большой праздник для нас всех и для меня. Но в этом году мы совмещаем два праздника: 27 марта состоится творческий вечер нашего замечательного тольяттинского композитора Алексея Пономарева. Мероприятие будет называться «Это театр», так как Алексей пишет очень много музыки именно для спектаклей, а не секрет, что театральная музыка очень специфична – она всегда образная. Мы планируем очень большой концерт с участием симфонического оркестра. Приедет также молодой болгарский певец Стоян Петров, который в 2011 году будет представлять свою страну на «Евровидении». Очень талантливый парень, и на праздничном концерте мы споем с ним дуэтом, уже сделана запись, которая сводилась в Америке. Как видите, планы у нас масштабные. А что касается студентов, то ребята, как правило, готовят капустник и показывают его в стенах театра.

– В ВУиТ вы руководите кафедрой актерского мастерства. Как давно вы ее возглавляете?
– Отделение актерского мастерства было основано в 1998 году Глебом Борисовичем Дроздовым. Я пришла в вуз в 2004 году, год проработала педагогом, а с начала 2005 года руковожу кафедрой. Раньше у нас по специальности «Актерское искусство» было пятилетнее образование, экспериментальное, но теперь мы перешли на классическое четырехлетнее.

– А почему сократили срок обучения?
– Пять лет – слишком долгий срок, студенты после четвертого курса уже должны постоянно работать на сцене, чтобы обрести уверенность и почувствовать свою актерскую силу.

– Как происходит набор на специальность? Какие вступительные экзамены необходимо сдавать абитуриенту?
– Самый главный вступительный экзамен – так называемый «творческий экзамен по специальности». Он состоит из трех туров. В первом абитуриенты читают репертуар, состоящий из басни, стихотворения и прозы – то, что им нравится, на выбор. Нужно иметь, конечно, по нескольку вариантов произведений. Мы слушаем ребят, оцениваем их способность к декламированию. Во втором туре мы проверяем ритмику, музыкальность. Просим абитуриентов спеть, станцевать, даем им фонограмму. Все это чистая импровизация, мы смотрим, насколько ребята чувствуют музыку, движения.

– То есть вы даете им задания прямо на месте, у них нет возможности подготовиться?
– Да, в этом весь смысл. Обычно у нас получается такой коллаж, например танго-вальс-кадриль-минуэт – все это вместе, и мы смотрим, как быстро ребята соорентируются и как точно будут чувствовать характер исполняемого фрагмента. Умение играть на музыкальных инструментах также приветствуется. И наконец, в третьем туре мы даем задания на этюды. Например, вы оказались в пещере, где нет выхода, – что будете делать? Мы смотрим, насколько абитуриент свободно импровизирует, как у него работает фантазия. Проверяем его актерскую природу.

– Если говорить о преподовательском составе кафедры, насколько опытные педагоги работают со студентами?
– У нас достаточно мощный педагогический состав. Например, Юрий Александрович Репин – заслуженный артист России, много лет проработавший в театре «Колесо», имеет за плечами очень большой опыт работы на сцене, а теперь занимается только преподавательской деятельностью. Педагог по предмету «Актерское мастерство» Олег Теодорович Ринге – также ведущий актер нашего театра, мастер сцены, очень много играет главных ролей. Сценическое движение преподает Геннадий Чураев, а педагог по сценической речи – моя выпускница Наталья Старших. Как видите, все наши педагоги – опытные артисты.

– А вы сами ведете занятия?
– Да, я преподаю главный предмет – актерское мастерство.

– Наталья Степановна, опишите, как проходят занятия?
– Большинство дисциплин имеют непосредственную практическую направленность: актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, вокал, танец, фехтование. Но есть, разумеется, и теоретические предметы: история русского и зарубежного театра, литература, французский язык и т.д.

Начинаем, конечно, с элементарных упражнений, например расстановка стульев. Группа делится на две команды, и их задача – расставить стулья в определенной последовательности, а главное – сделать это быстро, изящно и бесшумно. Это, казалось бы, странное упражнение дает студенту почувствовать пространство вокруг себя, позволяет отточить движения до блеска, чтобы простая перестановка стула в его исполнении выглядела как танец. Мы вырабатываем у них сосредотачиваемость, внимание, умение работать с партнером.

Более сложные задания – это этюды, сначала одиночные, без текста, потом с текстом, затем парные этюды. Также важно развивать фантазию – для этого даются соответствующие задания. Например, студент берет какую-нибудь книгу и должен своим поведением показать, что книга эта очень редкая, бесценная. Или в руках у него мобильный телефон, и он должен представить, что это льдинка.

– Владеете ли вы информацией о ваших выпускниках? Где они сейчас работают, в каких театрах или, может быть, в кино?
– Мои студенты работают и в Санкт-Петербурге, и в Москве в драматическом театре имени Рубена Симонова. В кинофильме «Платина» в главной роли снялся мой выпускник Илья Оболонков. Виктория Фишер, тоже моя ученица, снималась в телесериалах «Меч» и «В круге первом».

– Как я понимаю, на отделение поступает больше девушек, чем юношей?
– К сожалению, да. Даже в крупных театальных вузах поток мальчиков существенно сократился. Причем происходит это только в последнее время.

– А с чем это связано, по вашему мнению?
– Изменились приоритеты в обществе. Сейчас главная цель у мужчин – заработать денег. Я иногда вижу красивых, фактурных парней, занимающихся бизнесом, – это нормально, но как было бы здорово, если бы они играли на сцене… А профессия артиста трудная, связанная с гастролями, вечной нехваткой времени. Ведь театр забирает тебя всего, без остатка. А уж что касается эмоциональных переживаний…

– С какими трудностями сталкиваются студенты, которые приходят постигать мастерство актера?
– В первую очередь это ломка человеческих комплексов. Это как научиться заново ходить, говорить. На сцене все по-другому, и хотя театр – отражение жизни, но это отражение жизни в другом преломлении. И потом, это поиск себя, поиск жанра, в котором ты сможешь лучше себя проявить.

– Наталья Степановна, считается, что Тольятти – город исключительно индустриальный и в нем нет благоприятной почвы для развития людей творческих профессий, в частности артистов. Как вы считаете, так ли это? Много ли здесь по-настоящему талантливых и подающих надежды молодых актеров?
– Конечно, вполне очевидно, что все хотят поступать в Москву или Санкт-Петербург, потому что там больше возможностей, там есть театральные вузы со своей многолетней историей, МХАТ, например, или Щукинка. Но что бы ни говорили, столичные театры существенно подпитываются из провинции. За примерами далеко ходить не надо – и Леонов, и Табаков, и Янков-ский, и Смоктуновский – все они из провинции.

Вообще, я считаю, что русские люди, русская театральная школа, русские артисты – самые талантливые в мире. Ведь в основе театра лежит душа, нутро, переживания, а этого нам не занимать. Поэтому прекрасные артисты рождаются в любой точке нашей страны, тем более в нашем молодом неформатном городе.

Станислав ЛЫЖИН

Просмотров: 2082

« Все статьи


Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.

Главный редактор Сергей Александрович Сумин.

Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.

Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.
  
Поиск по сайту
См. также
Курсы
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter