Система Orphus
Версия для слабовидящих
Василий Никитич Татищев – основатель Ставрополя-на-Волге (Тольятти)

Сентябрь 1995 г. – основание Волжского университета имени В. Н. Татищева

Русская версия
English version
На главную Поиск по сайту Карта сайта Версия для печати Контакты
вход »
Логотип

Газета «Волжский университет»

Лето, господа. Пора резко нахлынувшей жары, знаменуемая огромным желанием проводить время исключительно на пляже, традиционно омрачена сессией, а также грядущим перерывом в выпусках газеты «ВУ», которая на два летних месяца уйдет на вполне заслуженный отдых. Но нестерпимое желание рассказывать вам о шедеврах умного кино способно пересилить все отпуска, вместе взятые! Поэтому сегодня речь пойдет сразу о трех фильмах (на все лето хватит), автором которых является замечательный режиссер, сценарист и актер Фатих Акин.

Самый немецкий турок - а именно так называют Фатиха Акина критики - родился 25 августа 1973 года в Гамбурге, в семье турецких иммигрантов, приехавших на заработки в Германию. Социальная картина проблемных межэтнических отношений и взаимная культурная ассимиляция - вот что сопровождало его на протяжении всей жизни, и неудивительно, что эти темы проходят сквозь все его работы, создавая общую атмосферу. Дебютировав как актер в 1993 году, очень быстро начинает реализовывать свои режиссерские замыслы и с 1995 года снимает порядка 15 художественных и документальных кинокартин, таких как «Сенсин, это ты!», «Быстро и без боли», «Солнце Ацтеков» и многие другие. Но большой успех пришел только в 2004 году, когда Акин представил на суд публики фильм «Головой о стену», который получил несколько наград, среди которых «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля. Далее последовал «На краю рая» (2007) - шедевр, ставший предметом больших споров, и лауреат «Золотой пальмовой ветви» в Каннах за лучший сценарий. И наконец, в 2009 году режиссер вновь удостаивается сразу нескольких наград на Венецианском фестивале за фильм «Душевная кухня». Именно о последних трех произведениях мы и поговорим.

Итак, «Головой о стену». В центре внимания два бунтующих одиночества. Кахит Томрук - социопат поневоле, вместе со смертью любимой жены потерявший смысл своего существования. Сибель Гюнер - беспечная ветреная душа, направившая все силы на создание желанного образа жизни, совершенно противоречащего традиционным семейным устоям. Они встретились в психбольнице, где оказались, почувствовав на губах соленый привкус темно-красной, стекающей по коже крайности, и тут же решили броситься в противоположную сторону, окунуться в воды совместной судьбы и попытаться доплыть до спасительного берега любви. И все это на том самом фоне столкновения культур: напускная чистота и чопорность турецких традиций против темных, пахнущих портвейном и рок-н-роллом, острых, как осколки бутылочного стекла, и манящих западных тенденций. Под музыку Depeche Mode вокруг героев закручивается почти шекспировский водоворот страстей, вот только режиссер переворачивает классический сюжет - когда-то Шекспир красиво убил своих персонажей. Фатих Акин поступает более жестко - заставляет их жить дальше.

Фильм невероятно атмосферный. Сюжет, декорации, звуки - каждый кадр логично и правдиво выстраивает весь тот хаос, который с нами происходит. А актеры… это такой уровень концентрированной эмоциональности, это такая честность во взглядах и поступках, что нам ничего не остается, как узнать в них себя.

Следующая полнометражная работа режиссера - «На краю рая» . Оригинальное название переводится как «На другой стороне», но отечественные прокатчики по вполне объяснимым причинам избрали более броское заглавие, хотя и совершили при этом подмену понятий - ни о каком рае в фильме речь не идет. Здесь наглядно иллюстрируется существование глубоких взаимосвязей в любых поступках, случайно брошенных словах, обдуманных или не очень решениях. Главных героев и каких-то глобальных идей, проходящих лейтмотивом от начала до конца произведения, нет. Есть шесть персонажей, взятых в отдельных вневременных отрезках их жизненного пути, вырванных из контекста прошлого и будущего. Они показаны нам в настоящем - здесь и сейчас принимают решения, совершают ошибки, ищут для себя счастливую жизнь, право на свободу, любовь, предназначение. Каждому свое. И в какой-то неуловимый момент их судьбы переплетаются - пусть герои даже и не знают об этом, - и мы понимаем, что ответственны за каждое движение нашего сознания. За руку, которая в беспочвенной ярости собирается нанести удар. За слово, произнесенное про себя или выкрикнутое с оппозиционной трибуны. За просьбу, которая может дать человеку все, чего ему не хватало, а может убить. При этом огромное количество и разносторонняя сложность вопросов, поднимаемых Акином (а здесь и проблемы отцов и детей, жизнь и смерть, отвага и предательство, чувства и духовные цели), не делает фильм тяжелым для восприятия. Картина гармонична и открыта, финала у каждой судьбы не наблюдается, но мы вполне можем дописать его сами, потому что традиционная для автора честность и естественность повевствования открывает перед нами все двери.

Картина «На краю рая», на мой взгляд, намного более взрослая по сравнению с «Головой о стену». Атмосфера снова во власти столкновения культур, но уже не только в контексте личностных отношений, а еще и показанная со стороны социальных и политических вопросов. А что касается построения подачи сюжета и картинки - тут все почти безупречно. Фатих Акин не использует традиционных для современного кино схем, ни разу не переступает тонкую грань между логичной недосказанностью и обыкновенной предсказуемостью. Шедевр как он есть.

И наконец, последняя большая работа немецко-турецкого режиссера датирована 2009 годом и называется «Душевная кухня». Скажу сразу, фильм вызвал очень много противоречивых дискуссий среди зрителей и критиков, так как в этот раз Фатих Акин отошел от жанра драматических философских произведений и обратился к комедии. Сюжет прост и прозаичен - молодой и честный бизнесмен по имени Зинос Казанзакис владеет собственным рестораном на окраине Гамбурга.

Предприятие работает не сказать чтоб успешно, герой едва сводит концы с концами и пытается разобраться с чередой неудач, сваливающихся на его голову, в лице подружки, столь не вовремя засобиравшейся делать карьеру в Китае, или непутевого брата, который просит устроить его на работу для того, чтобы его отпускали из тюрьмы. Не обошлось и без врага, прикрывающегося маской друга и строящего Зиносу разнообразные козни. Но есть у непутевого частного предпринимателя и союзники - персонал его ресторанчика и новообретенный знакомый повар, который своим мастерством и безграничной харизмой предлагает создать шедевр кулинарного искусства вместо обыденных фрикаделек. Динамика повествования выдержана на отлично, все персонажи выписаны четко, а главное, юмор практически не скатывается к голливудской пошлости (за исключением пары моментов) и выдержан в традициях европейски сдержанных и понимающих улыбок. Отдельно хотелось бы выделить работу оператора - ракусы, демонстрирующие подносы с эстетически прекрасными блюдами с высоты потолка и очень правдоподобно передающие движения танцующей толпы, просто превосходны.

Фильм, без сомнения, удался. Проблема заключается в том, что ценители творчества Акина ждали очередного откровения в стиле двух вышеописанных произведений, а режиссер неожиданно выпустил продукт совершенно другого рода. Я считаю, что умение и желание снимать разные, но одинаково качественные фильмы - талант, которым располагают далеко не все режиссеры.

Желаю вам оценить и полюбить Фатиха Акина во всех его воплощениях. До новых встреч в эпицентре настоящего кино!

Станислав ЛЫЖИН

Просмотров: 1671

« Все статьи


Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.

Главный редактор Сергей Александрович Сумин.

Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.

Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.
  
Поиск по сайту
См. также
Курсы
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter