Педагоги против «винегрета» знаний
Представители тольяттинского образования не желают упрощения системы образования.
ЗАЧЕМ в России вводят американскую модель образования? Таким вопросом задались участники круглого стола, который состоялся в конце декабря на базе Волжского университета имени В.Н. Татищева. Организатором круглого стола выступило тольяттинское отделение самарской городской общественной организации «Сообщество молодых ученых» во главе с Игорем Власенко. Участвовали в обсуждении российского образования представители тольяттинского образования: кандидат исторических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин ВУиТ Тимофей Житенев, преподаватель ПВГУС Алексей Рогозин, кандидат исторических наук, советник тольяттинского отделения Сообщества молодых ученых Игорь Сеелев, кандидат философских наук, доцент ТГУ Борис Царев, профессор, проректор по развитию ВУиТ Александр Шуструйский и директор Сообщества молодых участников в Тольятти Дмитрий Янчарук.
Вопрос, который стоял перед участниками круглого стола, - понять, для чего в российскую систему образования внедряется заграничный опыт. Происходит ли это намеренно, для того чтобы снизить уровень образованности населения, либо по незнанию.
О необходимости упростить российскую систему образования, отметили участники круглого стола, начали говорить ещё в 70-е годы минувшего века. Все это время реформирование носило неструктурированный характер, затрагивалась основа системы образования. В частности, по словам педагогов, сокращались учебные курсы. Говорили выступающие и о фрагментации образования. Как отметил Дмитрий Янчарук «школьникам и студентам подают «винегрет» из знаний». Отчего происходит «замусоривание» образования. В результате уровень подготовки специалистов, приходящих на преддипломную практику, «ниже плинтуса». Вместо инженеров работодатель получает чертежников. Студенты даже социальных направлений, говорили преподаватели, не умеют сформулировать и высказать свои мысли. Это и понятно, ведь системы ЕГЭ этого не требует.
Процесс деградации системы образования, по мнению вступающих, продолжается.
Участники круглого стола уверены, что система высшего образования будет в итоге разделена на вузы «не для всех» с высоким уровнем обучения и «для всех остальных». Вузы «для всех остальных», скорее всего, ожидает судьба техникумов и ПТУ. То есть корочки выпускник получит о высшем образовании, а по сути, будет обладать уровнем знаний, полученным в среднем профессиональном образовании.
По мнению участников круглого стола, болонский процесс, а именно разделение, высшего образования на бакалавриат и магистратуру, приведет к тому, что у выпускников вузов не будет широты знаний. Студентам предоставляется выбор дисциплин с задачей набрать как можно больше кредитов (это условная единица, в которой сконцентрирован весь объем полученного образования). Для того чтобы выполнить задачу, студенты, скорее всего, пойдут по легкому пути, получая при этом фрагментарные знания. Людьми с фрагментарными знаниями, согласились участники круглого стола легче управлять. Такие люди заинтересованы в том, чтобы приобрести себе новую вещь, и не размышляют о том, что происходит в стране.
Имеющиеся знания пригодятся только в какой-то узкой сфере. Человеку придется постоянно переучиваться. В связи с тем, что образование превратилось в услугу, руководство вузов, отметили участники, будет заинтересовано в том, чтобы человек снова и снова обращался за знаниями.
Необходим, отмечали участники круглого стола, возврат в советскую систему образования, когда студентов учили добывать знания и размышлять. В это же время был госзаказ. Имея такой госзаказ, вузы понимали, как будет развиваться экономика страны в ближайшие годы, и выстраивали свою работу исходя из потребностей. Куда будет развиваться страна сейчас, ректорам вузов понять сложно. Работодатели, жалующиеся на то, что их не устраивает качество выпускников, так и не подготовили для вузов свои предложения.
Выступающие отмечали, что в России хотят внедрить не европейское, а именно американское образование, которое не ценится ни в одном уголке мира. Для чего это делается – большой вопрос.
По материалам газеты «Площадь Свободы»
автор: Юлия Староверова
Просмотров: 2875