Газета «Волжский университет»
В декабре успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук старший преподаватель кафедры менеджмента организации Алла Александровна Семова. Это и стало поводом для нашей встречи.
– Алла Александровна, расскажите, пожалуйста, о своей работе.
– Тема моей диссертации «Психолого-педагогические условия формирования способности студента - будущего менеджера к созданию самоуправляемой команды». Руководитель диссертационного исследования - доктор психологических наук, профессор В. М. Минияров, заведующий кафедрой психологии образования Самарского государственного педагогического университета. На выбор темы повлияло несколько факторов. Во-первых, я преподаю на кафедре менеджмента организации, выпускающей менеджеров, а менеджер - это, прежде всего, специалист, в подчинении которого есть люди, значит, моя работа должна была касаться управленческой психологии. Во-вторых, захотелось применить знания психологии, по которой у меня первое образование, в науке управления. И в-третьих, мы сейчас живём в достаточно сложное время, когда, чтобы добиться чего-либо, нужно уметь работать в команде.
Самоуправляемые команды В чем суть вашей работы?
– Менеджер, работающий с людьми, должен хорошо в них разбираться. Но это трудно. И справиться с этим по силам только такому человеку, который понимает, что он может сделать и чему надо учиться, что он может делать лучше, чем другие, какие у него сильные и слабые стороны. В этом случае он сможет создать эффективную самоуправляемую команду.
Так какими же качествами должен обладать член самоуправляемой команды? Это люди в психологическом плане зрелые, умеющие осуществлять самоконтроль, ответственные за свое поведение, умеющие ставить цель, самостоятельно находить выход из сложившейся неординарной, кризисной ситуации. Одним словом, это должны быть психологически зрелые люди. Развить у будущего менеджера навыки находить именно таких людей - вот основная идея моей работы.
– Какова структура вашей работы?
– Диссертация состоит из трех частей, каждая из которых имеет свою цель. Теоретическая глава посвящена рассмотрению понятия «самоуправляемая команда», анализу её структуры и роли в деятельности предприятия. К сожалению, в России значимость вообще команд и в частности команд самоуправляемых пока не осознаётся. Но имеется богатый зарубежный опыт. В европейских развитых странах, таких как США, Япония, Англия, самоуправляемые команды появились ещё в конце 40-х годов XX века. И сейчас являются довольно изученными. Поэтому за основу я брала именно зарубежный опыт и применила его уже непосредственно к своему исследованию.
Вторая глава описывает научный эксперимент, в котором принимали участие 83 студента очной формы обучения по специальности «Менеджмент организации». Эксперимент длился три года, поэтому я начала работать с ребятами со второго курса и наблюдала до выпуска. Первоначально мы выявили, на каком уровне находятся способности, необходимые для создания самоуправляемой команды.
В третьей главе разработана программа по формированию у студентов навыков к созданию самоуправляемой команды. Эта программа состоит из трёх частей. Первая - теоретическая - представлена курсом лекций, которые направлены на формирование у студентов знаний о самоуправляемой команде. Вторая часть методико-диагностическая, она формирует у студентов умения пользоваться тестами, методиками, с помощью которых можно распознать свои характерологические особенности. Третья часть - тренинг - это комплекс упражнений, ролевых и деловых игр, дискуссий, ситуаций, которые направлены на коррекцию тех минусов, которые ребята у себя выявили, и на продолжение развития плюсов.
После того как студенты прошли эту программу, мы провели повторный эксперимент. Результаты получились положительные, но не такие высокие, как планировалось. Почему именно так? Основная причина в том, что формирование волевых качеств (целеустремленность, активное отношение к командной деятельности, умение принимать решения в кризисных ситуациях, самоконтроль, управление собственным поведением) за небольшой промежуток времени практически невозможно. Но важным моментом в эксперименте является то, что студенты - будущие менеджеры - осознали необходимость развития личностных качеств, умений и навыков в их практической деятельности.
– Какие качества нужны менеджеру, чтобы сформировать самоуправляемую команду?
– Прежде всего, это активность, то есть стремление принимать участие в совместной деятельности, ставить общие цели и добиваться их совмест-но. Также важны гибкость мышления и поведения, целеустремленность, настойчивость. Иногда настойчивость путают с упрямством. Но на самом деле это совершенно разные качества. Упрямый человек, к сожалению, никогда не сможет стать успешным, потому что он стремится сделать что-то в этой жизни не для того, чтобы получить положительный результат, а чтобы доказать, что он может. А вот настойчивый человек - это тот, кто достигает результата во благо. Конечно, есть и другие качества, но если вы хотя бы начнёте формировать в себе эти, то другие придут сами.
– Эксперимент закончен. Студенты закончили вуз. Не хотелось ли вам взять новых ребят и повторить эксперимент с ними?
– Я думаю, все впереди. Теперь я знаю, в чем были недочёты и что нужно изменить, чтобы процесс формирования личностных качеств был более эффективным. Тем более что в диссертационной работе есть очень интересный момент: в самоуправляемой команде каждый её член имеет свою групповую роль и в соответствии с ней он выполняет свои функции. Как это может помочь студентам? Например, на основе анализа своих интересов, функций вы определили свою роль «Председатель». Как здорово, если бы вы при устройстве на работу претендовали бы именно на ту должность, где нужен такой тип, как «Председатель». Есть в команде люди, которые не могут претендовать на роль лидера, это нормально, но они хорошие «Слушатели». Это тоже необходимо для команды. Роль «Председателя» не связана с эмпатией, а вот «Слушатель» может принять боль или разделить радость человека.
– А нельзя ли со студентами других специальностей так же поработать над выявлением их ролей?
– Если преподаватели других кафедр заинтересуются темой и проблемами моего диссертационного исследования, то я готова сотрудничать с ними.
Дарья ШАЛАЕВА
Просмотров: 4542
Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.
Главный редактор Сергей Александрович Сумин.
Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.
Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.