Газета «Волжский университет»
Оказывается, от скромных ролей в рекламных роликах на телевидении до титула «Восходящая звезда режиссуры предстоящего десятилетия» - один шаг. Именно так жюри самых крупных кинофестивалей окрестили канадского юношу по имени Ксавье Долан.
Его дебютная картина «Я убил свою маму» произвела колоссальный фурор, кинотеатры по всему миру назначали дополнительные сеансы, чтобы все желающие смогли сойти с ума от буйства эмоций и красок, которым режиссер буквально сбивает с ног, эпатирует нежных, утонченных эстетов и позиционирует себя «маргиналом из кинематографа».
«Мы слишком разные, чтобы любить друг друга»
Впрочем, маргиналом весьма тонким и одаренным богатым воображением. Его работа погружает нас в безумный и невероятно честный мир, где главное слово - «Я». Два персонажа - 16-летний сын Юбер и его мать Шанталь. И океан эгоизма, переливающийся оттенками и формами любви и ненависти родных друг другу людей. Юбер - талантливый художник, начинающий писатель и обыкновенный подросток - просто уверен, что мир вращается вокруг него. В своей матери его раздражает все, начиная от манеры есть и одеваться и заканчивая жизненными ценностями и вопросами воспитания. Разумеется, он желает перемен и выбирает для их осуществления скандалы и истерики, а гнев от безуспешных попыток вгоняет его в отчаяние. Его мать - просто женщина с неудавшейся личной жизнью, монотонной работой и любовью к сыну, которую она попросту не может выразить. Их взаимоотношения бурлят ежедневными ссорами, которые могут начаться по любому поводу, даже если минуту назад царила идиллия. И в тот момент, когда оба героя переходят на крик, мы понимаем - это не диалог, не выяснение отношений, не попытки доказать друг другу свою правоту. Это монолог самого «махрового» эгоизма, который является основой человека, сутью, скрытой под масками лжи и лицемерия. Ксавье Долан без условностей раскрывает перед нами… нас!
«– Ты думаешь, все можно уладить какой-то там говядиной и пирогом???
– Хорошо, тогда в следующий раз получишь арахисовое масло»
Фильм не динамичен, здесь даже нет эволюции в отношениях главных героев. Но так интересней, чувствуется, что все абсолютно естественно, нет наигранных голливудских рыданий. Только квинтэссенция истерики, только оголенные эмоции. Критики много говорят о перегибе актерской игры, но я считаю, что это и является одной из основных особенностей картины - некая гипертрофированность происходящего. Напряжение захватывает с первых минут и не отпускает до финальных титров. Режиссер не желает оставлять видеоряд «сырым», разбавляя его эффектным черно-белым дневником, цитатами, наплывающими на изображение с разных сторон. Также невозможно не обратить внимания на качество картинки. Стоит отметить, что Ксавье Долан еще и художник, видимо, это и объясняет такое потрясающее внимание к деталям. Обстановка, предметы интерьеров, бесконечные мелочи вроде бабочек-магнитов на холодильнике - все это заставляет любоваться каждым кадром и одновременно работает на создание абсолютно точной копии повседневного мира. И кстати, о кадрах. Работа оператора невероятна. А все дело в ракурсах - на протяжении всего фильма стараешься понять, почему герои постоянно находятся где угодно - сбоку, на втором и третьем плане или вообще наполовину за кадром? Все гениально и просто… Браво!
«– Что ты будешь делать, если я умру сегодня?
– Я умру завтра»
Я убежден, что этот фильм невозможно рекомендовать к просмотру. Он режет по живому, каждая минута кричит о негласных, несознательно табуированных аспектах существования человеческого общества в том виде, в котором мы сейчас можем его видеть. Этот самоуверенный канадский мальчишка, не успев еще толком примерить на себя одеяние творца кинематографа, продемонстрировал нам то, чего не покажет ни одно зеркало. Мысль, которая лишила меня спокойного сна.
Что-то с нами не так.
Станислав ЛЫЖИН
Просмотров: 2111
Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.
Главный редактор Сергей Александрович Сумин.
Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.
Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.