Система Orphus
Версия для слабовидящих
Василий Никитич Татищев – основатель Ставрополя-на-Волге (Тольятти)

Сентябрь 1995 г. – основание Волжского университета имени В. Н. Татищева

Русская версия
English version
На главную Поиск по сайту Карта сайта Версия для печати Контакты
вход »
Логотип

Газета «Волжский университет»

Вопрос о сити-менеджере сейчас активно обсуждается в СМИ. Для того чтобы выявить позицию нашего вуза по этому вопросу, в ВУиТ прошел круглый стол.

Вел заседание ректор ВУиТ, д.ю.н., профессор В.А. Якушин. Во вступительном слове он отметил, что в настоящее время общество обсуждает идею о назначении мэров, глав администраций. Как к этому относиться? Не является ли это нарушением демократических принципов Конституции РФ? - задал вопрос участникам дискуссии В.А. Якушин.

На основе этого вопроса и развернулась острая дискуссия. Выступили студенты О. Парамонов (Ю-402), А. Кудашов (Ю-401), профессора Е.Н. Ляшенко, А.В. Шуструйский, доцент В.И. Янченко и другие.

Сити-менеджер - глава муниципальной администрации, занимающийся решением текущих задач и работающий по контракту с городским советом. При этом разработка длительной стратегии развития, церемониальные функции и связь с вышестоящими органами остаются за мэром. Идея такого управления пришла в Россию с Запада, где сити-менеджеры впервые появились в 1914 году. Сейчас такая форма управления уже в 90% штатов США.

В России сити-менеджмент появился после вступления в силу новой редакции закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в 2003 году. В измененное законодательство была внесена схема, согласно которой городскую администрацию может возглавлять наемный управляющий - сити-менеджер, профессионал, нанятый по контракту. Эта схема возможна как при прямых выборах главы муниципального образования (собственно мэра), так и при его выборах из числа депутатов.

Можно провести аналогию и сравнить сити-менеджера с управляющим компанией: он решает что, где, когда и как делать. А мэр в таком случае - генеральный директор: определяет, в каком направлении компании нужно развиваться дальше.

Несомненно, у такой схемы управления есть свои достоинства. Во-первых, хозяйством в городе занимается профессионал-управленец, а не политик; во-вторых, персона сити-менеджера избирается конкурсной комиссией, в которую входят представители как местной администрации и думы, так и региональных властей; в-третьих, сити-менеджера легче освободить от должности, чем всенародно избранного мэра. При невыполнении контракта со стороны сити-менеджера, собрав двустороннюю комиссию, можно его уволить и нанять нового. Процедура смены власти максимально прозрачная.

Одним из главных недостатков такого управления В.А. Якушин считает возможность сращения управленческого персонала с криминалом. Кроме того, как отметила декан юридического факультета, к.и.н., профессор Е.Н. Ляшенко, люди могут посчитать, что их лишают демократии.

Тем не менее сегодня в России по такому принципу работают городское управление в Татарстане, Башкортостане и Удмуртии, в Белгородской, Брянской, Тюменской, Челябинской областях и других субъектах страны. Несмотря на такую популярность новой схемы управления, при ее внедрении все же необходимо ориентироваться на специфические черты города. Ведь то, что возможно в Тюмени, не всегда будет возможно в Тольятти.

Так, В.А. Якушин считает, что при введении института сити-менеджмента необходим жесткий контроль: «Я бы предложил вот что. Если происходит провал работы сити-менеджера, то уходит не только он, но и те, кто его рекомендовали. Также должен быть институт общественного контроля, куда вошли бы представители науки, образования, культуры, СМИ. Они должны обладать правом отзыва этого менеджера. И конечно, необходим контроль по вертикали со стороны прокуратуры и вышестоящих инстанций. Особенно за финансовой деятельностью».

Проректор по развитию, к.и.н., профессор А.В. Шуструйский предложил свою схему выбора сити-менеджера, которая также помогала бы улучшить процесс выбора: «Сначала выдвигаются кандидаты на должность. Потом городская дума формирует конкурсную комиссию, куда должны войти представители общественных организаций, образования и т.д. Конкурсная комиссия рассматривает, отвечает ли выдвинутая кандидатура требованиям. Потом в городской думе проводят тайное голосование. И если за кандидата проголосует более 75%, то он становится сити-менеджером. Я бы также предложил, чтобы при провале уходили не только те, кто рекомендовал менеджера, но и его команда. А чтобы народ мог следить за деятельностью сити-менеджера, он должен ежемесячно давать отчет о своих делах в СМИ».

Итоги дискуссии круглого стола подвел ведущий заседания В.А. Якушин. Он озвучил основные идеи, высказанные участниками дискуссии, и предложил опубликовать их в форме тезисов для того, чтобы по этим вопросам могли высказаться и жители нашего города:

– При обсуждении вопроса, выбирать или назначать сити-менеджера, прежде всего необходимо исходить из Конституции РФ, принятой в 1993 году, которая «признает и гарантирует местное самоуправление», при этом «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (Конституция РФ, раздел I, гл. I, ст. 12). А это значит, что введение института назначения мэров, глав администраций ликвидирует самоуправление как таковое и, стало быть, противоречит Конституции РФ.

Местное самоуправление по Конституции РФ осуществляется «путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления» (Конституция РФ, гл. 2).

Можем ли мы эффективно использовать это право, чтобы во власть не попали случайные, некомпетентные и не связанные с криминалом лица? Считаем, что можем! Для этого предлагаем следующее:

Во-первых, кандидат на пост главы администрации, градоначальника и т.п. должен отвечать следующим требованиям: возрастной ценз - не моложе 35 лет; высшее профессиональное образование; опыт управленческой деятельности; проживание в данной местности не менее трех лет.

Во-вторых, использовать следующий механизм выдвижения.

За шесть месяцев до выборов «мэра», «главы администрации», «градоначальника» и т.п. создается конкурсная комиссия из депутатов городской думы (пропорционально от каждой фракции, но не более 9, 11 человек).

Кандидаты представляют в конкурсную комиссию программу решения местных проблем исходя из стратегии развития города.

Конкурсная комиссия выделяет не более трех достойных кандидатов, которые перед выступлением в городской думе должны участвовать в теледебатах и СМИ. Голосование в комиссии тайное.

Из рекомендованных кандидатов на альтернативной основе депутаты городской думы выбирают тайным голосованием руководителя администрации города простым арифметическим большинством.

При вступлении в должность руководитель района, города: приносит присягу (что является морально-психологическим фактором); декларирует имущественное состояние членов семьи и близких родственников; в последующем подает декларацию о доходах и имущественных приобретениях членов семьи; не занимается коммерческой деятельностью.

В права и обязанности руководителя обязательно должны входить: право на формирование администрации; ежемесячный краткий отчет о деятельности администрации по актуальным вопросам; ежегодный отчет в городской думе и СМИ об исполнении бюджета.

И наконец, мы предлагаем следующий механизм отзыва высших руководителей муниципальных структур: не ранее чем через год общественные организации, партии, депутаты городской думы могут поставить вопрос о досрочном сложении полномочий мэра в СМИ, городской думе; импичмент осуществляется тайным голосованием депутатов и считается состоявшимся, если за отставку подано 50 + 1% голосов; при отставке мэра фракция депутатов городской думы, рекомендовавшая кандидатуру мэра, главы администрации, в полном составе подает в отставку.

Считаем, что предложенный нами вариант выдвижения руководителей органов местного самоуправления дает ряд существенных преимуществ: не нарушается Конституция РФ; соблюдается принцип выборности на альтернативной основе; гарантируется гласность, прозрачность деятельности администрации; ограничивается возможность коррупции, влияния криминалитета, давления «сверху» при выдвижении кандидатов на ключевые должности местного самоуправления; повышается ответственность лиц, выдвигавших кандидатуру на пост мэра.

Дарья ШАЛАЕВА

Просмотров: 2405

« Все статьи


Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.

Главный редактор Сергей Александрович Сумин.

Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.

Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.
  
Поиск по сайту
См. также
Типография
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter