Газета «Волжский университет»
Современный Интернет для большинства пользователей уже давно перестал быть просто механизмом поиска нужной информации. Ни для кого не секрет, что всемирная сеть сегодня - это прежде всего площадка для развлечений, которая с легкостью заменяет простому обывателю такие вещи, как общение, поход в кинотеатр, поиск второй половины.
Первую скрипку в этом непростом деле играют так называемые социальные сети, число которых во всемирной паутине растет с неимоверной скоростью. Но количество не означает качество: практически все сайты подобного рода не отличаются оригинальностью и представляют собой набор незамысловатых функций, например поиск старого друга или обсуждение с единомышленниками творчества любимого артиста. Сайтов - тысячи, разнообразия - никакого, не говоря уже о пользе. Однако среди громадного числа таких сервисов в сети все же можно встретить и узконаправленные проекты.
Недавно мне в руки попала ссылка на популярную социальную сеть Livemocha (www.livemocha.com), которая взяла на себя ответственность выполнять образовательную функцию. Но возможно ли это?
Сообщество
Как декламируют создатели сети, Livemocha (Ливмока - в рунете) - это одно из самых крупнейших в мире онлайн-сообществ, изучающих иностранные языки. По сути, это те же всеми любимые «Одноклассники», но с одним принципиальным отличием. Пребывание и общение здесь - это учеба. Пользователь ресурса вступает в контакт со своими единомышленниками не ради того, чтобы просто поболтать. Главная цель участников проекта - углубить свои знания в изучаемых языках и помочь в этом своим собеседникам, находящимся на другом конце провода. Каким образом? Дело в том, что в отличие от тех же «Одноклассников» список друзей на «Ливмока» состоит отнюдь не из школьных товарищей, коллег и дальних родственников. Вашим «френдом» здесь может стать, к примеру, врач из Туманного Альбиона, давно мечтавший попрактиковаться в русском, или студентка Сорбонны, которая на родном языке любезно поддержит беседу. Плюс ко всему для каждого зарегистрированного пользователя на сайте доступны языковые онлайн-курсы по 35 языкам мира, включая английский, испанский, немецкий, итальянский, португальский и другие языки. По материалам «Википедии», только в 2009 году контингент посетителей сайта составил три миллиона человек. По данным Livemocha, на начало 2011 года зарегистрированных пользователей - шесть миллионов. Согласитесь, неплохое начало для сравнительно молодого сайта (бета-версия проекта была запущена во второй половине 2007 года).
Курсы
Будучи студентом кафедры романо-германской филологии и имея к языкам самое непосредственное отношение, я решил окунуться в это самое языковое сообщество и изучить онлайн-курсы изнутри. Итак, что мы имеем? По каждому из поддерживаемых языков сервис предлагает своим пользователям курсы четырех уровней. В моем случае это курсы английского языка - Английский 101, 102, 201 и 202 соответственно. Между собой эти уровни различаются по следующим категориям сложности: Английский 101, например, предназначен для начинающих студентов с начальными знаниями языка или без них, Английский 102 - для учащихся, которые могут начинать составлять предложения, а также способных представиться и понимать некоторые указания. Каждый уровень состоит из разделов и уроков с упражнениями на чтение и аудирование, заданиями на развитие навыков устной и письменной речи. За каждое выполненное упражнение начисляются специальные баллы, что позволяет учащемуся отслеживать свой прогресс.
Итак, решив изучить систему с нуля, перехожу к первому разделу уровня - Английский 101, где меня ожидает шесть первых уроков: «Приветствие», «Существительные», «Прилагательные», «Множественное число», «Числа» и «Профессии». На экране - красивые барышни с приятными голосами здороваются друг с другом, желают доброго утра, дня и ночи, справляются о делах. Одно из заданий урока следующее: услышав нежное Good Morning, курсором мышки нужно указать на фото сладко зевающей девушки. Или, например, при произнесении компьютером фразы «Привет, как поживаешь?» требуется сложить из частей слов аналогичную фразу на английском. Оформлено все очень красиво и красочно, процесс учебы больше напоминает игру. Далее, в письменных упражнениях, необходимо написать короткое сочинение по теме урока (например, рассказ о себе), в устных - записать чтение предложенного текста. Методично выполнив все задания, перехожу к следующему уроку - «Существительные». Здесь на фоне портретов мужчин и женщин сервис знакомит меня всего лишь с четырьмя (!) новыми словами: man, woman, girl и boy. В письменном упражнении нужно описать этих людей, используя «положительные и отрицательные описательные слова». Среди упражнений на развитие речевых навыков - игра «Викторина», в которой участнику предлагается фраза на английском языке и четыре варианта ее перевода на русский. Задача: за тридцать секунд найти нужное соответствие. Даже абсолютному новичку в английском языке выполнить подобные задания, пожалуй, не составит ни малейшего труда. В разделах следующих уровней темы уроков немного посложнее - здесь изучаются времена английского глагола и правила их употребления, «топики» по разделам: «Путешествия», «Покупки», «Одежда» и др. В общем, делаю вывод, что так называемые «курсы» - это увлекательная и красочная игрушка, с которой легко, с удовольствием справится и первоклассник. Для общего развития и знакомства с основами языков Livemocha - самое идеальное и подходящее место.
Отмечу, что организаторы сайта предлагают пользователям также и платные курсы испанского, английского, итальянского и немецкого языков. К примеру, цены на курсы ActiveSpanish, разработанные совместно с известным в Европе издательством Collins, варьируются от 15 до 150 долларов. Судя по обещаниям разработчиков, платные курсы включают в себя проверку упражнений экспертами сайта, ролевые игры с носителями языка, более полный словарь, и т.д. По большому счету все то же самое, что предлагается в бесплатном разделе, только на более глубоком, основательном уровне.
Методика общины
Сам по себе проект примечателен тем, что в отличие от сотен подобных онлайн-курсов Livemocha использует так называемую методику общины (англ. - community language learning), при которой студенты, изучающие языки, развивают желаемые навыки письма и говорения посредством прямого общения с так называемыми «нэйтивспикерс». Огромная роль при этом отводится взаимопомощи, при которой носители языка действуют в качестве консультантов. Например, те же самые письменные и устные задания здесь проверяются не компьютером, а людьми. К слову, мой коротенький рассказ о себе был проверен и оценен американской девушкой по имени Валентин, с которой мы познакомились в первый же вечер моего пребывания на сайте. Чтобы не сидеть в гордом одиночестве, решаю завести беседу с первым попавшимся англоговорящим пользователем. Пишу ей о том, что являюсь новичком на ресурсе, только начинаю изучать английский и выражаю желание добавить её в свой контакт-лист. Девушка не только откликнулась, добавилась в друзья, но и в скором времени выступила в роли… учителя. Сервис оповещает меня о проверке упражнения первого урока, в разделе «Изучение и практика» я вижу свой рассказ, раскритикованный в пух и прах. Внизу, под текстом, мелькает постскриптум: «Дайте мне знать, если все исправления ясны и понятны. Отличная работа!» Позже «американгёрл» указала на все мои промахи и ошибки.
Вообще, идея такого взаимодействия, на мой взгляд, замечательная. За то время, пока я изучал сайт, мне встретились десятки людей, которые с жадностью постигали языки своих заморских друзей, общались с ними, получали советы и сами выступали в роли консультантов.
Самое интересное, такая взаимопомощь не ограничивается только письменными упражнениями. В процессе обучения после каждого урока в разделе «Разговорная практика» студентам необходимо опубликовывать своё чтение иностранного текста. Так, я стал свидетелем того, как пятнадцать наших соотечественников пытались научить жительницу Испании правильно читать по-русски. Исправляя акцент и делая необходимые замечания, наши новоиспеченные учителя-словесники чувствовали себя первоклассными фонетистами: «Стоит читать смелее. В некоторых словах стоит поменять ударение. Я думаю, что вам поможет мой вариант чтения», или «Очень хорошо! Но вы слишком тянете гласные звуки, их не нужно тянуть. Нужно говорить их более резко» и т.д.
Главное, как мне кажется, в этом деле не переусердствовать и не отбить у чувствительного иностранца желание постигать «великий и могучий»…
Проведя на проекте всего несколько часов, я утвердился во мнении, что этот языковой сервис как минимум заслуживает таких эпитетов, как «интересный» и «оригинальный». Ничего подобного и столь масштабного Интернет раньше не знал. Сама задумка уже заслуживает похвалы - такого количества людей, яростно стремящихся изучить все языки мира (начиная с английского и заканчивая путунхуа), пожалуй, больше не встретишь нигде. Самое удивительное - это то, что с каждым днем новых пользователей становится все больше: широкую популярность эта социальная сеть начинает приобретать сейчас и в России. Люди с неподдельным азартом участвуют в этой увлекательной игре: они выполняют десятки упражнений, начинают читать, писать, и что немаловажно - говорить! Методика общины, конечно, делает свое благое дело - общение с носителями языка приносит свои плоды, и убедиться в этом может каждый. И даже когда я писал этот текст, китаянка с ником bubble_sea прислала мне второе сообщение подряд, заявляя о своем желании немножко попрактиковаться в русском. Ну как тут не помочь?
Наш Интернет - о livemocha
– Мне livemocha нравится, но он хорош, если есть хоть небольшая база, т.к. грамматика почти не объясняется. Главное - не лениться и не забрасывать. В испанском продвигаюсь. Начинала португальский изучать - не очень успешно, т.к. с нуля.
– Очень активно пользовалась. Немецкий. База у самой хорошая. Сайт помог познакомиться с новыми людьми.
– Без учебников на livemoche делать нечего. Так, послушать носителей языка, поупражняться, но изучать только по книгам.
– Я нашла бразильца и колумбийца, которые мне помогают изучать испанский, а я им - русский и английский. В общем, мне этот сайт помог улучшить испанский и найти двух интересных друзей.
Михаил ТУРКАЦО
Просмотров: 6098
Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.
Главный редактор Сергей Александрович Сумин.
Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.
Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.