Газета «Волжский университет»
Алехандро Гонсалес Иньярриту, весьма талантливый мексиканский режиссер, никогда не снимал светлые и добрые картины. Предыдущие его полнометражные работы - «Сука-любовь» (2000), «21 грамм» (2003) и «Вавилон» (2006) - можно объединить в своеобразную «Трилогию о смерти», через которую лейтмотивом проходит тема борьбы за человеческую душу в условиях столкновения микро- и макрокосмических трагедий.
В четвертом фильме, получившем интерлингвистическое название «Бьютифул», автор не нарушает традиций, а напротив, все больше углубляется в разбор метафизических сторон процесса ухода из жизни, впервые заигрывает с мистикой, а также включает в свое печальное повествование столь неожиданный для современного сознания образ мужчины-родителя.
Фильм вышел 17 мая 2010 года, а к весне 2011 года благополучно стартовал и в российских кинотеатрах. Несмотря на достаточно холодный прием у кинокритиков, которые предписывали Иньярриту самоплагиат, бедность художественно-изобразительных средств и невнимательное отношение к деталям и второстепенным персонажам, «Бьютифул» отметили на фестивале в Каннах, «Золотом глобусе», а также на мероприятии Британской киноакадемии. Более того, фильм был представлен на «Оскар» в номинациях «Лучший фильм на иностранном языке» и, разумеется, «Лучшая мужская роль». Все дело в том, что главного героя здесь играет Хавьер Бардем - великолепный испанец, чья актерская карьера насчитывает десятки непревзойденных ролей в таких картинах, как «Море внутри», «Призраки Гойи», «Старикам тут не место», а также в недавнем хите для дам под названием «Ешь, молись, люби». Именно его игра наполнена столь пронзительной искренностью и способна передавать весь спектр сложносочиненных эмоций, которые требовались режиссеру для создания этой трагической истории. Поэтому с уверенностью можно сказать, что выбор в пользу Бардема - одна из самых сильных сторон фильма «Бьютифул».
Итак, главный герой Уксбаль - промежуточное звено в подпольном бизнесе Барселоны, связной между нечистыми на руку работодателями и нелегальными иммигрантами. С переменным успехом подыскивает работу китайским и африканским беженцам, помогает им с устройством элементарного быта, договаривается с полицией. Но он не всесилен и, несмотря на то что целыми днями на работе, еле-еле сводит концы с концами, ютится в жуткой квартирке, где не всегда есть горячая вода, а прямо под окном спят нищие. Почти в одиночку растит двоих детей, их мать - его бывшая жена - возникает в промежутках между нервными срывами и запоями, готовит завтрак и считает, что ее материнский долг выполнен. Плюс ко всему Уксбаль находится в особых отношениях со смертью, так как наделен редким даром - возможностью контактировать с душами умерших в первые часы после их перехода на другую сторону. По заказу желающих он может выяснить подробности смерти, узнать, остались ли у человека какие-либо незавершенные дела, а в особо трудных случаях - помочь душе с переходом и «успокоением». Героя тяготит знание о том, что смерть - это не конец, а в силу своих духовных качеств он не может оставаться равнодушным к людскому горю и отчаянью. Все это, смешиваясь с невыносимой жесткостью бытия, оставляет неизгладимый след, который превращается в невозможность безошибочно провести черту между плохим и хорошим не только в окружающей действительности, но и в самом себе.
«Порой судьба похожа на песчаную бурю, которая все время меняет направление. Ты тоже меняешь направление, и буря тебя преследует. Куда бы ты ни повернул, буря идет за тобой. Так повторяется снова и снова. Вы кружитесь в смертельном танце на рассвете. Буря не возникла из ниоткуда, и ты для нее не чужой. Буря и есть ты. Нечто внутри тебя. Единственное, что тебе остается, - пройти сквозь бурю. Не сомневайся, она вопьется в плоть, как тысяча лезвий, и люди будут истекать кровью. Эта кровь будет у тебя на руках - твоя кровь и кровь других. И когда буря утихнет, ты не вспомнишь, как тебе удалось выжить. Ясно одно: если ты вышел из бури, твоя жизнь не будет такой, как прежде. Она будет прекрасной. Бьютифул» (внутренний монолог Уксбаля).
Но все меркнет, когда Уксбаль узнает, что у него последняя стадия рака и ему осталась пара месяцев. Герой понимает, что пора наконец привести свои дела в порядок - другой возможности уже не будет. И тут мы отчетливо сознаем, что ничего не волнует его так, как собственные дети. Сюжетная линия, связанная с отцовством, неожиданно выходит на первый план, затмевая все стенания о несовершенстве мира. Несмотря ни на что, Уксбаль старается подарить детям каждую каплю своей любви, максимально обеспечить их будущее, боится оставить их - понимает, как это трудно, расти без отца. Его отец умер до рождения сына, и Уксбаль, зная, где похоронен его предок, перед смертью принимает решение о кремации останков отца, чтобы можно было продать его место на кладбище и еще немного приумножить сумму, которая достанется детям после его смерти.
Художественная часть не оставлена где-то позади человеческого фактора, а играет самую важную роль в тех промежутках, что необходимы для поддержания визуальной атмосферы, в корне переплетающейся с внутренними переживаниями всех персонажей. Уникальное богатство многочисленных пейзажей удается передать во многом благодаря операторским решениям Родриго Прието, чья совместная работа с Иньярриту состоялась уже в четвертый раз. Здесь же заметным становится саундтрек, наполняя особенным чувственным содержанием отдельно взятые эпизоды.
Проживая вместе с героем фильма убегающие дни его жизни, режиссер сокрушительно искренен. Как, впрочем, и всегда. И, обнажая истинные страхи и чувства своего персонажа, Алехандро Гонсалес Иньярриту нисколько не спекулирует этим процессом. Это всего лишь прикрытие сильнейших чувств самого автора. Расставляя все точки над «i», он пишет посвящение: «Моему прекрасному старому дубу… моему отцу».
Станислав ЛЫЖИН
Просмотров: 2348
Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.
Главный редактор Сергей Александрович Сумин.
Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.
Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.