Газета «Волжский университет»
Политика - одна из важнейших сфер жизни общества. Суждения об этой сфере имеют все, но они по большей части построены на житейском опыте и агитационных материалах. Вместе с тем существует наука, которая упорядочивает это знание, организуя в теорию, позволяющую выявлять закономерности и делать прогнозы. Об этом размышляет в нашей новой рубрике «Публичная лекция» к.и.н., доцент, завкафедрой гуманитарных и социальных дисциплин Тимофей Евгеньевич Житенев.
Демократия против тоталитаризма
Как любое социальное явление, демократия не лишена недостатков, но имеющиеся у нее достоинства с лихвой их перекрывают, что позволяет согласиться с мнением У. Черчилля: «Демократия - худшая из форм правления за исключением остальных». Движение к демократии - долгий процесс, который основан на борьбе общества за расширение своих прав, а также возможностей влиять на политическую элиту. Внутри себя власть не имеет ограничений - все они создаются извне: обществом, другими властителями и т.п.
Прошлое столетие не только породило географическое расширение демократии, но и создало ее противоположность - тоталитаризм. Этот режим обладает рядом преимуществ. Он пользуется значительно большей, чем какой-либо другой режим, поддержкой общества. Правда, эта поддержка создается целенаправленно посредством репрессий, абсолютного контроля над обществом и СМИ. Тоталитарное государство ориентируется на интересы большинства и стремится реализовать его запросы, упрочивая свою легитимность. Но тоталитаризм обладает и целым рядом характеристик, которые превращают его в самый бесчеловечный тип политического режима, - пренебрежение правами человека, подчинение общества и индивида власти через воздействие пропаганды, нетерпимость к критике, конкуренции и всякому проявлению свободы.
Отказ от тоталитаризма и провозглашение курса на демократию неизбежно приводит к промежуточному режиму - авторитаризму.
«Молодая демократия»
Это самый естественный (в смысле логики власти) и потому наиболее распространенный тип режима. Он крайне многообразен, но существенной чертой его современных форм является стремление предстать в облике демократии. Это необходимо, во-первых, для признания власти обществом, поскольку старые формы легитимации власти уже не работают. Человечество утратило веру в сакральность, божественность властителей. Во-вторых, источником легитимности выступает мировое сообщество, под которым понимаются наиболее развитые страны Запада. Авторитаризму необходимо показывать миру, что в стране признаются общечеловеческие ценности. В противном случае правящая элита государства рискует оказаться изгоем на политической арене и даже быть устраненной при помощи внешней силы.
На пути движения от авторитаризма к демократии множество стран находится на разных этапах, а потому можно говорить о многообразии так называемых «переходных», «гибридных» режимов. К ним также применяются понятия «управляемая демократия», «имитационная демократия», или, например, термин, которым Д. Медведев оценивает российский режим, - «молодая демократия».
Опоры переходного режима
Любая власть опирается на определенный круг средств (ресурсов), позволяющих осуществлять свои функции. Силовой ресурс - армия, полиция, спецслужбы - естественный инструмент в руках власти. В демократических странах его потенциал направлен на борьбу с преступниками и внешними врагами, а не на подавление общественного недовольства. Нужно сказать, что и в современных авторитарных режимах эффективность силы для регулирования настроений общества существенно снизилась, а потому масштаб репрессий заметно сократился.
Экономический ресурс предполагает переход наиболее доходных отраслей в руки элиты через приватизацию или национализацию. Это открывает огромные возможности как для личного обогащения власть имущих, так и для существенного ограничения финансовых возможностей оппозиции. Социальный ресурс заключается в экономической поддержке властью определенного социального слоя, который становится ее опорой.
Ну и конечно, важнейшим средством воздействия в постиндустриальном обществе является информационный ресурс. Полный контроль над ним, правда, становится невозможным, как это было при тоталитаризме, - мешает Интернет. Но контроль над основными телеканалами позволяет власти формировать мнение значительной части общества.
Выборы и смена режима
Яркая черта авторитаризма - концентрация власти в руках ограниченной группы лиц - политической элиты. Если в стране провозглашен принцип разделения властей (что является одним из формальных критериев демократии), то все контролирует исполнительная власть, которая пытается подчинить себе и законодательную, и судебную. При авторитаризме передавать свои полномочия добровольно элита не намерена. Расставаться с властью не хотят и элиты демократических стан, но этому нежеланию препятствуют строгость в соблюдении законов, активность граждан и влиятельность оппозиции.
Выборы - это следствие демократизации, и они есть в большинстве современных стран. Но, чтобы считаться демократическими, выборы должны соответствовать целому ряду признаков - равенство участников предвыборной гонки, правильность и честность при подсчете голосов и т.д. Соблазн заменить волю народа, выраженную в голосовании, своей волей у власти слишком велик, а если все государственные структуры контролируются одной элитой, то оказывается почти непреодолимым. Как говорил И. Сталин, неважно, как проголосуют, важно, как посчитают.
Партии и идеологии «переходной демократии»
В переходных режимах преобладающее влияние имеет одна партия. Но она формируется не по инициативе социальных слоев, заинтересованных в изменении своего положения, а по инициативе элиты, уже обладающей властью, но ищущей опоры. При этом не элита зависит от партии, а партия от элиты. Членство в такой партии подобно членству в своеобразном клубе, где на условиях преданности обретается возможность доступа к привилегиям.
Неотъемлемой чертой партий является идеология - это теория и программа политического развития, адресованная обществу для получения поддержки. Многообразие идеологий можно обобщить в виде двух основных направлений - левые и правые. Левые, к которым относятся коммунистическая, социалистическая, социал-демократическая и неолиберальная идеологии, в разных степенях говорят о социальном равенстве, обеспечении приемлемого уровня жизни для всех на основании гарантий от государства. Правые - либералы, консерваторы, неоконсерваторы - настаивают на священном праве собственности, ее неприкосновенности и на решении проблемы бедности через поощрение предпринимательской инициативы и создание стимулов к труду. Граждане демократических государств хорошо знакомы с базовыми положениями левой и правой идеологий. Партии конкурируют друг с другом, поэтому идеологии не статичны - они постоянно развиваются.
При авторитаризме власть не претендует на всеобщее навязывание идеи, но и не предполагает честной конкуренции с другими партиями и не занимается целенаправленным распространением в обществе своей идеологии. Во-первых, провозглашение отдельной идеологии - своеобразное приглашение общества к дискуссии о путях развития государства, в чем элита совершенно не заинтересована. Во-вторых, идеология предполагает последовательное движение по намеченному пути, но для авторитарной элиты ценность - единоличное обладание властью. В этом случае предвыборные обещания вытесняют идеологию.
Легитимность - согласие народа с властью
Как уже упоминалось выше, максимальной поддержкой может похвастаться тоталитарное государство. При демократии уровень поддержки власти ниже, так как в основе - свободный выбор. Значительная часть общества может отстраниться от выбора (в Античной Греции таких людей называли «идиотэс»). Но большинство осознает необходимость политической активности, так как это влияет на жизнь каждого члена общества.
При авторитаризме общественная поддержка власти крайне низка. Население не ощущает ценности политической жизни, поэтому преобладают настроения пассивности и безразличия, глухого недовольства. Основной повод для него - сильнейшее расслоение на богатых и бедных, которое достигает при авторитаризме максимальных размеров.
Барометр «революционной ситуации»
Определяемая К. Марксом причина революции, когда «пролетариату нечего терять, кроме своих цепей», в постиндустриальном обществе уходит в прошлое. Всем есть что терять - квартиры, машины, пенсии, зарплаты и т.д. Более того, ХХ век сделал российскому обществу мощнейшую прививку от революции, и малейший намек на нее заставляет граждан цепенеть перед опасностью новой братоубийственной войны.
От классической революции отличается ее «цветной», «оранжевый» вариант - ненасильственный переворот, при котором слабая, прежде всего экономически, элита смещается оппозиционной контрэлитой, окрепшей за счет финансовых вливаний из-за рубежа.
В нашей ситуации нет ни кризисной экономической обстановки, ни положительной идеи, которая сплотила бы оппозицию, ни контрэлиты, которую бы поддерживала сколько-нибудь заметная часть общества. Митинги устраивают не «за тех», а «против этих». Таким образом, говорить об угрозе революции не приходится.
Путь к гражданскому обществу
Важнейшей составляющей политической системы является гражданское общество, которое формируют граждане страны, для удовлетворения своих многообразных интересов объединяясь в различные, не зависимые от власти организации.
Переходный тип режима интересует лишь одна сфера общественной жизни - политическая. Власть как бы говорит обществу: «Живите как хотите, но править будем мы». И общество соглашается, потому что остаются относительно свободными экономическая, социальная, духовная деятельность граждан.
Сейчас в большинстве государств с переходными режимами граждане живут своим узким кругом интересов, ценностями семьи или ближайшего окружения, и государства для них как бы нет. Подобная установка получила название «патриархальная политическая культура». Другая установка - власть признается и оценивается как податель благ, поэтому мысль о возможности воздействия на власть не допускается. Это так называемая подданническая культура.
Так как дойти до демократии?
Теория систем применительно к политике утверждает, что общение населения и элиты - это взаимное влияние. Властная элита, стремясь к самосохранению, вполне допускает возможность изменений: любое действие находит ответную реакцию. Чем масштабнее требования, тем на большие уступки может пойти элита. Но общество неоднородно, и предпочтения, существующие у разных социальных групп, могут находиться в полном противоречии друг с другом. Власть удовлетворит пожелания тех, кто громче заявит о своих требованиях. Социальная активность компенсирует минимальные ресурсы.
Главной причиной отсутствия или ограниченности демократии можно назвать не столько действия власти (они вполне естественны), сколько бездействие общества. Позиция «зачем что-то делать, все уже решено» создает ситуацию порочного круга.
С развитием политического самосознания расширяется участие граждан в политической жизни страны как вне избирательного процесса (профсоюз, самоуправление и т.д.), так и в рамках выборов.
В связи с этим особую значимость приобретает легальная и привычная форма воздействия - выборы. В современных условиях они не могут привести к смене элиты, но могут стать своего рода барометром для нее, позволяющим определить степень недовольства и изменение предпочтений общества. Нынешнее законодательство позволяет выразить свое отношение к власти и ситуации в стране не только голосованием за отдельного кандидата, но и порчей своего бюллетеня, что становится своеобразным аналогом графы «против всех». Работа в качестве наблюдателя позволяет поучаствовать в процессе подсчета голосов, отследить возможные нарушения. Подытоживая вышесказанное и оценивая перспективы, можно вспомнить народную мудрость, выраженную крылатыми фразами «Дорогу осилит идущий» и «Народ достоин того правительства, которое имеет».
Просмотров: 2425
Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.
Главный редактор Сергей Александрович Сумин.
Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.
Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.