Газета «Волжский университет»
Эльфрида Елинек - талантливая австрийская писательница, которая была награждена Нобелевской премией по литературе в 2004 году за «музыкальное многоголосие в романах и драмах, которое со свойственной только ей языковой страстью разоблачает абсурдность и принуждающую власть социальных клише».
Эльфрида Елинек занимает особое место в литературе. Являясь ярой защитницей своего народа, Елинек в ходе предвыборной кампании 1995 года в Австрии, в результате которой к власти пришла Австрийская партия свободы (националистически-консервативного, крайне правого популистского толка), отозвала все свои пьесы с театральных сцен. Она всегда была против национализма и авторитаризма в обществе. Однако, когда от Австрии отвернулись западные государства из-за неприятия ее авторитарных идей, Елинек обвинили в предательстве национальных интересов. И что мы видим в результате? Либо восхищение, либо неприязнь к творчеству писательницы.
Судьбоносной стала экранизация романа «Пианистка» в 2001 году, тогда Елинек проснулась знаменитой на весь мир. До этого она была известна лишь в Австрии и Германии. Фильм вызвал шок и скандал в большей степени оттого, что произведение было во многом автобиографичным. В одном из своих интервью писательница упомянула о тяжелой обстановке в ее собственной семье: «Меня от саморазрушения спасло творчество». Как и в романе, в жизни у Эльфриды Елинек была деспотичная мать, которая после смерти мужа решила воспитать музыкального гения, тем самым подавляя желания дочери.
Главная героиня романа - Эрика, которая все свое время отдает музыке. Все остальное не стоит ни малейшего ее внимания. Когда Эрика раз в месяц ходит в кафе, мать всегда знает, в какое и как туда позвонить. «Мать вещает: собственно, меня Эрика устраивает такой, какая она есть. Лучше она не станет. Правда, она стала бы неординарной пианисткой, что нетрудно при ее-то способностях, если бы она доверялась только мне, своей матери. Но Эрика вопреки материнской воле иногда попадала под чужое влияние; глупые грезы о любви грозили отвлечь ее от учебы, вздымали свои мерзкие головы такие пустые увлечения, как косметика и платья, и карьера кончается, еще и не начавшись как следует».
Мать против того, чтобы Эрика когда-нибудь вышла замуж: «Моя дочь так трудно сходится с людьми и не терпит зависимости от кого-либо. Такая уж она есть. Эрике нельзя выбрать себе спутника жизни, поскольку она обладает несгибаемым характером. И она к тому же давно не молодая поросль. Если один не уступит другому, то брак скоро и худо закончится.
- Оставайся лучше самой собой, - говорит Эрике мать. В конце концов, мать сделала Эрику тем, чем она сейчас является».
Состояние Эрики схоже с психическим расстройством. После смерти отца она потеряла своё «я», так как мать диктовала ей, что делать. Отсюда и возникший «любовный треугольник»: Эрика, ее мать и ученик Эрики Вальтер Клеммер. В этой истории всё переплетено меж собой - и любовь, и насилие, и сложные мучительные отношения.
Для Эльфриды Елинек нет запретных тем. В ее произведениях жертвы всегда женщины. Женщины, не имеющие своего голоса. Елинек специально ведет повествование без прямой речи и монологов женщин, тем самым подчеркивая их нынешнее положение в мире мужчин. Тот мир, который Эльфрида Елинек описывает в своих произведениях, очень страшен, пессимистичен, лишен какой-либо надежды. Да и зачем приукрашивать действительность и скрывать истинное положение дел…
Алёна ФЕДОТОВА
Просмотров: 2055
Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.
Главный редактор Сергей Александрович Сумин.
Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.
Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.