Система Orphus
Версия для слабовидящих
Василий Никитич Татищев – основатель Ставрополя-на-Волге (Тольятти)

Сентябрь 1995 г. – основание Волжского университета имени В. Н. Татищева

Русская версия
English version
На главную Поиск по сайту Карта сайта Версия для печати Контакты
вход »
Логотип

Газета «Волжский университет»

Ректор ВУиТ В.А. Якушин - о критериях, по которым проводился мониторинг негосударственных вузов, и о том, почему эти критерии не могут быть применены ко всем вузам.

Ректор ВУиТ В.А. Якушин - о критериях, по которым проводился мониторинг негосударственных вузов, и о том, почему эти критерии не могут быть применены ко всем вузам.

Министерство образования и науки РФ в декабре провело мониторинг негосударственных вузов. В качестве критериев были избраны те же самые, что и при аттестации госвузов.

Первый критерий - образовательная деятельность: средний балл ЕГЭ всех поступивших студентов должен быть не ниже 60. Академическая общественность уже неоднократно высказывалась по поводу этого критерия. Совершенно очевидно, что невозможно оценить качество образовательной деятельности вуза по ЕГЭ поступивших. Для этого надо оценивать уровень знаний выпускников. Более того, в условиях демографической ямы, в которую скатилась страна в середине 10-х годов этого века, количество абитуриентов сократилось в разы. И естественно, госвузы, имеющие по 800-1200 бюджетных мест, собирают почти всех выпускников и даже так не могут сделать полный набор на целый ряд специальностей. Безусловно, можно сказать, что негосударственные вузы принимают абитуриентов с более низкими баллами ЕГЭ, но это только одна сторона медали. Нужно четко понимать, что в школе стать троечником сейчас просто - перегруженные учебные программы, постоянное натаскивание на ГИА и ЕГЭ и пр. Школьные оценки не говорят о том, что этот человек в дальнейшем не сможет стать профессионалом.

Второй критерий - научно-исследовательская деятельность: не менее 50 тысяч в год должен «заработать» один научно-педагогический работник на научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах. Но разве можно по этому показателю сравнивать нас с государственным вузом? Дело в том, что в госвузах эти работы планируются на основании заказов, которые само Министерство образования сначала формирует, а потом раздает вузам. Естественно, у негосударственных вузов шансы получить такой заказ минимальны. Более того, у технических и гуманитарных вузов этот показатель будет существенно отличаться. О чем, кстати, и говорили ректоры государственных гуманитарных вузов, которые по этому критерию были признаны неэффективными в октябре. Достаточно упомянуть РГГУ - один из крупнейших гуманитарных вузов страны с уникальными для нашей страны кафедрами, например восточных языков. Удивительно, но Минобрнауки совершенно не прислушалось к мнению академической общественности - и вот мы видим этот же критерий в оценке негосударственных вузов, которые заведомо находятся в более проигрышных условиях, нежели госвузы!

Третий критерий - международная деятельность: количество иностранных студентов в вузе. Всем известно, что квотирование на обучение иностранных студентов также осуществляет Министерство образования. Получается, этим критерием оно оценивает себя, а не вуз. К тому же распределение студентов из-за рубежа естественно неравномерно по стране, наибольшей концентрации оно достигает в Центральном, Северо-Западном, Дальневосточном федеральных округах. Остальным достаются либо крохи, либо совсем ничего.

Четвертый критерий - финансово-экономическая деятельность: доходы вуза из всех источников в расчете на одного преподавателя - не менее 1 млн 100 тыс. рублей в год. Прошу обратить внимание - из всех источников, включая государственные бюджетные средства! На мой взгляд, этот показатель говорит о том, что наши чиновники не представляют вообще, как и чем регионы живут. Негосударственные вузы не имеют не только никакой финансовой поддержки от министерства, но и никаких налоговых послаблений. Чтобы получить заявленный доход в более чем 1 миллион рублей, нужно поднять стоимость обучения до 100 тысяч в год! Ну разве это возможно, если средняя заработная плата в Самарской области - чуть больше 20 000 рублей.

И даже пятый критерий - инфраструктура - лукавый! Оценивается общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента - не менее 11 квадратных метров. Но нужно понимать, что в XXI веке оцениваться должна не площадь - ведь это может быть просто «голая» аудитория с партами, - а вся учебная инфраструктура: лаборатории, оборудование, технические средства обучения, библиотека и т.д.

Таким образом, для меня совершенно очевидно, что проведение подобного мониторинга - это грубейшая ошибка нашего министерства. Параметры оценки должны включать и общее количество обучающихся, и квалификацию профессорско-преподавательского состава, и научно исследовательскую работу вуза, и многое другое. Тем более что каждый вуз обладает уникальными чертами - десятилетиями складывающийся педагогический коллектив, работающий как единый организм, уникальные авторские методики преподавания, собственные научные и учебные традиции - как и в каких критериях оценить все это?! Критерии не только для государственных и негосударственных учебных заведений, но и для регионов должны быть различны. Только тогда подобный рейтинг сможет претендовать хоть на какую-то объективность.

Просмотров: 2741

« Все статьи


Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.

Главный редактор Сергей Александрович Сумин.

Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.

Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.
  
Поиск по сайту
См. также
Типография
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter