Газета «Волжский университет»
Еще одно лето позади. Ни много ни мало девяносто два дня, наполненных отдыхом тела и отсутствием мыслей, теплом и приключениями, - все это останется в прошлом. Наступило новое время года, и совсем скоро, проснувшись утром, я подумаю примерно о следующем: «Неужели лето вообще существовало?! Почему я вдруг так резко перестал его чувствовать? Не может же оно вот так бесследно исчезнуть!»
Еще одно лето позади. Ни много ни мало девяносто два дня, наполненных отдыхом тела и отсутствием мыслей, теплом и приключениями, - все это останется в прошлом. Наступило новое время года, и совсем скоро, проснувшись утром, я подумаю примерно о следующем: «Неужели лето вообще существовало?! Почему я вдруг так резко перестал его чувствовать? Не может же оно вот так бесследно исчезнуть!»
Как же так, скажете вы, а на что нам воспоминания? Ведь память - это один из важнейших инструментов разума, с ее помощью мы обретаем опыт, благодаря ей имеем возможность ретроспективно мыслить и раз за разом возвращаться к ярчайшим моментам нашей жизни, чтобы снова напомнить самому себе: «Я счастливый человек».
Но вот представьте: еще одно лето, еще один год… Два, пять, пятнадцать, тридцать, ну и дальше - кому как повезет. Как прикажете систематизировать все воспоминания годам к шестидесяти, например? Что нужно для того, чтобы не закопать мгновения чистейшего счастья под тоннами ежедневно накапливающихся событий, эмоций, поступков? Как не остаться в старости один на один с мыслью, что жизнь проходит, а у тебя в итоге не остается ничего, совсем ничего? Майк Ли, британский режиссер, а по совместительству - классик современной социальной драмы (такие картины, как «Все или ничего» (2002), «Вера Дрейк» (2004), «Беззаботная» (2007), не остался в стороне от поисков ответов на столь значимые общечеловеческие вопросы и в 2010 году предложил зрителю свой новый фильм, который называется «Еще один год».
Когда речь идет о работах этого режиссера, углубляться в теорию используемых приемов, цитировать критиков или составлять список наград и признаний не хочется совсем. А хочется освободить вечер от дел, передвинуть все заботы на завтра, собраться с мыслями и под аккомпанемент любимого напитка наслаждаться разыгранной как по нотам пьесой. Ведь от Майка Ли не стоит ждать разнообразных спецэффектов, таинственно-интригующих сюжетов и заигрываний со смыслами и толкованиями. Он не описывает фантастические миры и столкновением полюсов тоже не занимается. Его стезя - это Персонажи (именно с большой буквы), житейские истории, знакомые каждому человеку, и диалоги, диалоги и еще раз диалоги. Именно поэтому фильмы Майка Ли очень сильно напоминают театральную постановку: невероятное количество декораций, деталей и непрерывное общение. Вероятно, именно поэтому «Еще один год» не только удостоился внимания на главных европейских фестивалях, но и был представлен на «Оскар» в номинации «Лучший сценарий».
Фильм начинается со сцены, где пожилая печальная дама просит выписать ей средство от бессонницы - по ее словам, она не высыпается уже несколько лет. «Насколько вы счастливы по десятибалльной шкале, Джаннет?» - спрашивает психолог. «На единицу», - отвечает она и исчезает: режиссер переключает повествование на стареющую семейную пару по имени Том и Джерри, у которых, кажется, за несколько десятилетий совместной жизни вообще не было ни одной ссоры. Год за годом они живут в пригороде Лондона, в своем доме, где каждый угол, каждая вещь содержит в себе частичку их семейного счастья. Здесь родился и вырос их единственный сын, который давно живет отдельно и навещает их по выходным. В этом доме ужин всегда приготовлен с любовью, в бокалах всегда есть вино, а на столе постоянно оказывается что-нибудь выращенное Томом и Джерри в собственном саду. Глядя на то, как супруги собирают урожай, пьют чай из термоса, укрывшись от дождя, с улыбкой обсуждают неуспехи сына на личном фронте или читают одну книгу перед сном, вы окончательно убеждаетесь - эти люди просто счастливы. И нет ничего удивительного, что их дом, полный тепла, притягивает одинокие бесприютные сердца. И у всех, как водится, своя печаль. Кто-то испытывает трудности с возрастной адаптацией, кто-то ждет своего первого ребенка, а кто-то, например, хочет просто поиграть в гольф со старыми друзьями. Одноклассник Тома по имени Кен делает вид, что нисколько не рефлексирует по поводу проблем с лишним весом и алкоголем, однако приехав погостить, не в силах сдержать рыдания из-за несчастной личной жизни. Режиссер разделил свой фильм на четыре части: весна, лето, осень, зима... Время проходит. Ужины и неспешные беседы, чай и вино, словесные перепалки и ободряющие советы. Любовь и одиночество, надежда и отчаянье, рождение, жизнь и смерть - а Том и Джерри наблюдают, участвуют, переживают, искренне радуются и сострадают.
Но стоит обратить внимание, как Майк Ли концентрирует внимание зрителей на одном из множества персонажей - подруге Джерри по имени Мэри. Ей под пятьдесят, она работает секретарем в больнице. Легкомысленна, суетна и болтлива. Пережив два неудачных романа, она пытается убедить окружающих, что ее счастье заключается в свободе, но с каждым ее визитом в дом друзей мы постепенно понимаем - где-то здесь притаился самообман. И точно: режиссер дает понять это с помощью красивого и классического образа американской мечты - автомобиля. С первых минут знакомства с Мэри мы узнаем, что она мечтает о машине, маленькой и непременно красной. Приехав на очередной обед на купленном на все скопленные деньги авто, дама не перестает без умолку рассказывать невольным слушателям о невероятно удачной покупке. Но спустя некоторое время автомобиль начнет ломаться, потом его ограбят, а в конце несчастная женщина продаст «кучу металлолома» за копейки. Мечта, которая была для Мэри смыслом существования, тускнеет и разваливается так же быстро, как и она сама…
Следует отметить, что степень проникновения какой-либо очевидной морали в события фильма минимальна. Режиссер не делает ни одной попытки предложить нам принять сторону того или иного героя, потому что все они на одной стороне. Все хотят одного и того же - быть счастливыми, но не у всех получается. И не зря в последней части драмы показана смерть, причем не того персонажа, за которым зритель наблюдал на протяжении всей истории. Умирает родственница из другого города, умирает от старости, а раз главные герои - ее ровесники, это не может не наводить на размышления о том, что и их конец стал ближе. Ближе еще на один год.
Нетрудно догадаться, что залог успеха в фильме со столь статичной картинкой - актерская игра. И она на высоте! Блистают буквально все, от Лесли Мэнвилл (Мэри) до Джима Броудбента (Том). Эмоции переданы настолько жизненно, что иногда кажется - наблюдаемую с экрана сцену какого-нибудь очередного ужина мы можем увидеть, просто зайдя в соседнюю квартиру.
Так же безошибочно выбрано место для истории - традиционная, немного старомодная, задумчивая Англия. Такие декорации в совокупности с достаточно редким музыкальным сопровождением, составленным из деликатной классической музыки, - все, что нужно для того, чтобы настроение и размышления не исчезли после финальных титров.
«Еще один год» очень напоминает чеховскую драму: «На сцене люди пьют чай, а в это время рушатся их судьбы». Но образ супружеской четы Тома и Джерри - спокойное подтверждение того, что гармония в жизни возможна и что способ избежать судьбы героини с психотипом «счастье - 0» есть. В чем он заключается? Может, надо удачно выбрать спутника жизни? А может, все дело в саду и собственных помидорах? Майк Ли с поистине британским тактом уходит даже от намека на ответ. Мол, выбирайте сами, каждому свое.
Только не опоздайте с выбором.
Станислав ЛЫЖИН
Просмотров: 2182
Учредитель - ОАНО ВО «Волжский университет имени В. Н. Татищева» (институт) г. Тольятти.
Главный редактор Сергей Александрович Сумин.
Газета зарегистрирована в Поволжском межрегиональном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Регистрационный номер ПИ № 7-2042 от 28.05.2003 года.
Адрес: 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 6а, к. 214, тел. 8(8482)48-21-28, gazeta@vuit.ru.