Религиозные воззрения современной городской молодежи
Житенев Тимофей Евгеньевич
кандидат исторических наук, доцент кафедры «Гуманитарные и социальные дисциплины» Волжского университета имени В.Н.Татищева
Религиозное возрождение, начавшееся в российском обществе в конце ХХ века, привело к очевидному росту числа верующих и усилению роли религии по сравнению с советским периодом. Но вопрос, насколько глубоко эти изменения укоренились в сознании населения, какое отношение сформировалось в настоящее время к религии, какой процент населения причисляет себя к воцерковленным верующим и как эта идентификация отражается на взглядах и поведении, остался открытым. Исследования в этой области проводились, но данные даже по такому основополагающему вопросу, как религиозный состав населения, различаются в разы (например, от 80% до 30% причисляют себя к православию). То есть вполне можно говорить об отсутствии общепризнанной в науке позиции по этому вопросу.
Очевидно, что подобная неясность прослеживается и в вопросе о религиозных ценностях такой социальной группы как студенчество. Представляется крайне важным рассмотреть взгляды поколения, родившегося в конце 1980-х – начале 1990-х, чья социализация пришлась на время системного кризиса в российском обществе, падения прежних, социалистических идеалов и религиозного ренессанса. Наряду с возрождением религиозной традиции на постсоветском пространстве одной из очевидных тенденций современного мира является секуляризация сознания, которая приводит к сокращению влияния церкви в обществе. Эти факторы делают не очевидными изменения, происходящие в сознании молодежи и затрагивающие взгляды на веру и церковь. Тем самым, вопрос о религиозных ценностях студентов требует детального освящения.
В данном исследовании предпринимается попытка рассмотреть взгляд студенчества на религию. Предполагается выяснить, опираясь на эмпирический материал ряд важных вопросов. Какое отношение сформировалось к основным конфессиям, и что стало основой этого взгляда? Как воспринимаются в современном обществе религиозные нормы и насколько студенты готовы им следовать? Какая самоидентификация по отношении к вере и конфессии преобладает в современном студенчестве? Является ли «религиозный ренессанс» мифом, не затрагивающим современную молодежь?
В мае 2007 года нами было проведено исследование среди учащихся тольяттинских вузов. Целью исследования стало выявление религиозных ценностей тольяттинского студенчества. Объектом исследования выступили студенты шести вузов г. Тольятти: Тольяттинского государственного университета (258 человек, что составило 42,6 % от числа всех опрошенных), Волжского университета им. В.Н. Татищева (243 – 40,1 %), Тольяттинского филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (77 – 12,7%), Современной гуманитарной академии (12 – 2%), Тольяттинского государственного университета сервиса (10 – 1,7%), Тольяттинского филиала Российского государственного социального университета (6 – 1%).
Предметом исследования явилась религиозная и конфессиональная принадлежность студенчества. Инструмент исследования – раздаточный формализованный вопросник (анкета) для самозаполнения, содержащий 21 вопрос. Анкета заполнялась респондентами как в ходе группового, так и индивидуального опроса.
Общий объем выборочной совокупности составил 608 человек. Выборка по половому критерию выглядит следующим образом: 346 девушек (57 %) и 262 юношей (43 %). По возрастному критерию: до 18 лет включительно - 251 человек (41,3 %), 19 лет – 118 человек (19,4%), 20 лет 150 (24,7%), 21 и старше 89 (14,6 %). По национальному – 540 русских (88,8%), 25 татар (4,1%), 8 чувашей (1,3 %) и других национальностей, численность которых составляла менее 1 % (от 5 до 1 человека) – мордва, украинцы, евреи, армяне, азербайджанцы, немцы, поляки, белорусы и др.
Первый вопрос, который позволил бы оценить отношение к религии «как существующему в обществе явлению» дал следующие результаты. Более половины респондентов (55,6%) ответили «положительно, заинтересованно», что позволяет говорить о доминирующем положительном восприятии студенчеством религии. Индифферентность и неопределенность позиции также прослеживается как распространенный ответ, на который 28,1% ответили «безразлично» и 12,3% затруднились с ответом. Лишь небольшая часть опрошенных заявили об отрицательном отношении (3,9%), что дает возможность, говорить о маргинальности этого взгляда.
Было необходимо выяснить, что же такое религия с позиции респондентов, для чего был задан вопрос «чем является религия для вас в первую очередь», предполагавший не более двух вариантов ответа. По частоте упоминания они расположились в следующей последовательности. Наиболее распространенное восприятие религии как «часть мировой истории и культуры» и «национальной традиции и веры предков» (36 и 33,9% соответственно). Это позволяет говорить, что для подавляющей части молодежи вера в первую очередь часть кльтурно-исторического наследия. «Личным спасением, общением с Богом» и необходимостью «следования моральным и нравственным нормам» религию называют по 27% опрошенных, что в большей степени характерно для верующих, религиозно настроенных студентов. Восприятие религии как «изобретения для управления массовым сознанием» характерно для 9,2% и указывает, что скептическое восприятия веры хоть и присутствует среди молодежи, но не пользуется поддержкой значительной ее части. Религию как «совокупность обрядов, необходимость их исполнения» называю 5,9%, что указывает на восприятие вторичности и необязательности предъявляемых религиями обрядовых норм и как следствие отсутствие стремления к их исполнению. Никогда не задумывались о том, что такое религия или затруднились с ответом 8,1% и 6,1% респондентов соответственно.
Студентам было предложено определить свое отношение к конкретным религиозным направлениям, конфессиям и организациям категориями «положительно», «отрицательно» или «безразлично».
Диаграмма 1
Отношение респондентов к существующим религиозным направлениям (в %)
православие | буддизм | ислам | католицизм | протестантизм | иудаизм | атеизм | сатанизм | свидетели Иеговы | экстремизм | сектантство | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
положительное | 75 | 35,2 | 30,6 | 29,5 | 18,8 | 21,8 | 17,7 | 3,6 | 2,6 | 2,1 | 1,2 |
отрицательное | 2 | 7 | 12,6 | 6,7 | 9,4 | 10,5 | 25,5 | 66,8 | 54,9 | 49,7 | 68,2 |
безразличное | 15,6 | 47,2 | 47,5 | 53,1 | 57 | 57,5 | 46,5 | 23,2 | 31,5 | 31,2 | 24,6 |
Положительные оценки распределились в следующем порядке: 1. православие – 75%, 2. буддизм – 35,2%, 3. ислам – 30,6%, 4. католицизм – 29,5%, 5. иудаизм – 21,8%, 6. протестантизм – 18,8%, 7. атеизм – 17,7%, 8. сатанизм – 3,6%, 9. Свидетели Иеговы – 2,6%, 10. религиозный экстремизм – 2,1%, 11. сектантство – 1,2%. Отрицательная оценка была дана в противоположном направлении, правда с некоторыми, весьма существенными различиями: 1. сектантство – 68,2%, 2. сатанизм – 66,8%, 3. Свидетели Иеговы – 54,9%, 4. религиозный экстремизм – 49,7%, 5. атеизм – 25,5%, 6. ислам – 12,6%, 7. иудаизм – 10,5%, 8. протестантизм – 9,4%, 9. буддизм – 7%, 10. католицизм – 6,7%, 11. православие – 2%. Оценка «безразлично» распределилась следующим образом: 1. иудаизм – 57,5%, 2. протестантизм – 57%, 3. католицизм – 53,1%, 4. ислам – 47,5%, 5. буддизм – 47,2%, 6. атеизм – 46,5%, 7. Свидетели Иеговы – 31,5%, 8. религиозный экстремизм – 31,2%, 9. сектантство – 24,6%, 10. сатанизм – 23,2%, 11. православие – 15,6%.
Анализ этих данных дает весьма интересные результаты. Православие, являясь традиционной для России конфессией, пользуется безусловной поддержкой молодежи, что связано не только с тем, что они являются его последователями (это число, как мы увидим далее, менее 75 %), но и с тем, что православие является неотъемлемой частью культуры нашей страны. Именно восприятия религиозных направлений как части культурно-исторической традиции прошлого и оценки их обществом в настоящем стало определяющим фактором в оценке респондентов.
Обращает на себя внимание высокая оценка буддизма, который не сыграл значительный роли в истории российского общества. Общение со студентами показывает крайне скудные с их стороны знания об этом религиозном направлении, как и незначительное число последователей буддизма (о чем говорит и данный опрос). Можно предположить что, положительную оценку создают широко популяризированные принципы ненасилия («ахимса») и распространенный интерес к восточной экзотике.
Ислам вызывает положительную оценку у трети опрошенных, что более чем в семь раз больше, чем число его сторонников и говорит о его восприятии, как традиционной для России религии. Вместе с тем, достаточно высока и отрицательная оценка ислама. В приведенном списке он следует сразу за очевидными аутсайдерами по положительному восприятию. Объяснить это можно лишь практикой религиозного экстремизма и насилия, которая у части людей в современном обществе может вызывать устойчивую ассоциацию «ислам-терроризм».
Христианские деноминации – католицизм и протестантизм вызывают у респондентов положительные эмоции. Но первый в гораздо большей степени, благодаря своему значению в мировой истории. История и роль католицизма в нашей стране, как показывают беседы со студентами, знакома в гораздо меньшей степени. Протестантизм видимо еще менее знаком респондентам, не смотря на активную миссионерскую деятельность его организаций. В Тольятти из 63 религиозных объединений 17 является протестантскими или неопротестантскими и занимают второе место по численности после православия. Несмотря на то, что они ориентированы во многом на молодежную аудиторию, масса студентов оказывается абсолютно не вовлеченной этой пропагандой.
Иудаизм имеет в два раза больше сторонников, чем противников, хотя в целом воспринимается скорее безразлично. Это говорит о неактуальности для современной молодежи пресловутого «еврейского вопроса» и об отсутствии поддержки антисемитизма студенчеством, явление которое нередко прослеживалось на определенных этапах российской истории.
Атеизм негативно оценивается четвертью опрошенных. Менее пятой части заявили о его поддержке, что в определенной степени позволяет говорить о неприятии молодежью антирелигиозной парадигмы, ее изживании вследствие «религиозного ренессанса». Хотя в целом атеистические воззрения нельзя назвать преодоленными, так как сохраняется значительная часть студенчества, находящегося на данных позициях.
Однозначно негативное отношение присутствует и в оценке такого асоциального религиозного направления, пропагандирующего зло и насилие как сатанизм. Доминирует отрицательная оценка и в минимальной степени есть затруднения в квалификации сатанизма. Но вместе с этим ряд опрошенных заявил о поддержке этого явления. Причем их число в три раза больше чем тех, кто поддерживает сектантство, и более чем в два раза, чем тех, кто положительно оценивает религиозный экстремизм. Вероятно, этот факт позволяет говорить об интересе к сатанизму со стороны отдельных групп молодежи. Те сведения о деятельности сатанинских организаций, которые прослеживаются в СМИ и религиоведческой литературе, также указывают на их по-преимуществу молодежный состав. Вместе с тем, вполне очевидна маргинальность этого явления среди тольяттинского студенчества.
Был задан вопрос об отношении к такому распространенному в Тольятти явлению как деятельность организации «Свидетели Иеговы». Мало кто из жителей не сталкивался с предложением проповедников этой организации прийти на собрания по изучению Библии или «задуматься над словами Иисуса». Вероятно именно эта настойчивая пропаганда, а не тонкости данного вероучения (знания которого у большинства просто нет) вызывают резкое неприятие со стороны респондентов. Таким образом, можно говорить о том, что настойчивая проповедь среди молодежи вероятней всего может обернуться отторжением и критикой.
Наиболее отрицательную оценку респондентов получило сектантство. В силу того, что подавляющая часть молодежи лично не сталкивалась с деятельностью и негативными проявлениями сектантских организаций, да и мало что могут рассказать о конкретных примерах, упоминаемых в СМИ, приходится утверждать, что этот термин несет очевидную оценочную нагрузку. О негативности термина «секта» в его восприятии обществом упоминалось в ряде религиоведческих работ. Признать его нейтральным и соответствующим научной беспристрастности оказывается невозможным. Данное исследование лишь подтверждает этот тезис.
Интересно проанализировать возникшие у респондентов затруднения с ответом на вопрос об отношении к различным религиозным направлениям. Больше всего таких ответов получили те направления, названия которых не являются широко распространенными и могли показаться незнакомыми опрашиваемым: экстремизм (17%) и протестантизм (14,7%). Вторая группа – это достаточно известные религиозные организации, но их роль в истории и современности не вполне очевидна, и потому вызывает сложности с ответом: Свидетели Иеговы (11%), буддизм и католицизм (10,6%), иудаизм и атеизм (10,3%), ислам (9,2%). И наконец, третья группа, – это явления, отношение к которым в обществе достаточно четко сформировалось, а потому оценка не вызывает сложностей: православие (7,1%), сатанизм (6,4%), сектантство (6%).
Важнейший вопрос о религиозной самоидентификации звучал следующим образом: «считаете ли вы себя верующим человеком?» и предполагал такие ответы: «да» – ответили 171человек (28,1%), «скорее да» – 226 человек (37%), «скорее нет» – 90 человек (14,8%), «нет» – 71 человек (11,7%) и «затрудняюсь» – 48 человек (7,9%). Его результаты показывают, что более половины относят себя к верующим людям (65,1%), и лишь чуть более четверти (26,5%), говорят об отсутствии религиозной веры. Но доминирует тип «условно верующего», который неоднозначно отвечает на вопрос о своей вере и минимально участвует в религиозной жизни. Такая самоидентификация совпадает с общемировыми тенденциями секуляризации, для которых характерен отход религиозной сферы на задний план в мотивации современного человека. Эти данные можно сравнить с исследованием, проведенном в 1999 году на основе опроса студентов МГУ им. М.В. Ломоносова, где верующими себя назвали 33%, «скорее да» ответили 34%, «скорее нет» - 34%, «нет» - 17% и затруднились с ответом 7%.
Для прояснения объекта веры студентов был задан предельно конкретный вопрос: во что из перечисленного вы верите. На него предлагалось дать несколько вариантов ответа, которые по популярности расположились в следующем порядке. Наиболее популярным стал максимально широкий ответ – «Сверхъестественные силы и явления, не поддающиеся рациональному объяснению» (53,3%). Сравнивая эти ответы с восприятием себя опрошенными «верующими-неверующими» были получены интересные данные. Так, данный ответ стал самым востребованным для тех, кто ответил о вере «скорее да» (58,8%), «скорее нет» (54,4%), «нет» (36,6%) и «затрудняюсь» (48%). Данные цифры позволяют говорить о присутствии веры в нечто необъяснимое даже у тех, кто заявляет об отсутствии всякой религиозности. Вера в «нечто» характерна для тех, взгляды которых не определены. Для верующих этот вопрос стал лишь пятым по популярности.
Второй ответ – вера в «существование души» нашел отклик у 44,7% респондентов. Здесь преобладали ответы тех, кто отвечал на вопрос о вере «да» (61,4%) и «скорее да» (54,4%).
О вере в «существование Бога и дьявола» заявили 43,4% опрошенных. Для верующих это самый популярный ответ (72,5%), хотя и представители других групп ответили на него положительно (например, 8,5% неверующих).
В «Иисуса Христа как Сына Бога» верят 36,8%. Это крайне незначительная цифра, если учесть, что данная вера является основным догматом христианства и, в частности, православия. Правда, для верующих данный ответ второй по популярности (67,3%). В категории «скорее, да» лишь 40,7% заявили о вере в Иисуса Христа, что на наш взгляд можно объяснить отсутствием четкого представления о догматах веры. Для остальных категорий это был наименее востребованный ответ.
Достаточно востребованными для всех категорий отвечавших, хотя и с меньшей популярностью, чем предыдущие были следующие ответы: «существование судьбы/предопределения» – 39,6%, «предметы, приносящие удачу» – 36,7%, «загробный мир» – 20,4%, «переселение душ» – 16,9%. Особняком стал ответ о вере в «существование ада и рая» 32,2%, который более востребованным оказался для верующих респондентов.
В этом вопросе о предмете веры предполагалась и возможность открытого ответа, когда респонденты сами вписывали то, что отражает их взгляды. 5,8% дали свои ответы, из которых наиболее популярным был «ни во что не верю» и вариации на эту же тему: «большой взрыв, теорию происхождения видов», «физика – основа всего», «нравственное совершенство человека собственными силами» (3%). Среди менее популярных объектов веры было названо «нло», «заговоры», «высший разум», «энергии».
На вопрос о том, как респонденты относятся к религиозным нормам и ценностям были получены следующие ответы. Положительное восприятие и стремление жить в соответствии с религиозными предписаниями характерно для 23,2%. Наиболее популярным ответом стало заявление о положительном отношении к религиозным нормам и ценностям, которое переплетается с сомнением относительно правильности некоторых из них. Его разделяют 42,1%. О равнодушном отношении и к нормам, и людям, которые их разделяют, сказали 26,2%. Лишь 3,6% указали на то, что с их точки зрения религия вредна для общества и служит реализации корыстных интересов определенных групп. 4,9% респондентов затруднились с ответом на этот вопрос.
Почти идентичными были ответы на вопрос о том, насколько в повседневной жизни студенты ориентируются на исполнение религиозных норм (заповедей, обрядов, предписаний). О том, что «стараются по мере возможностей, соотносить все свои действия с предъявляемыми религией нормами» заявили 22,4% студентов. В случае определенного душевного настроя ориентироваться на исполнение религиозных норм готовы 29,6%. 23,4% считают, «что в современных условиях религия не может иметь определяющего значения в жизни человека, а потому ориентация на данные нормы возможна лишь в крайних случаях». О том, что «являются принципиальными противниками религии и выполнения их предписаний» 4,3%. Таким образом, значительная часть респондентов (более половины опрошенных) заявляют о принципиальной возможности и желании выполнять религиозные предписания. Но насколько они в повседневной жизни они следуют этим предписаниям?
Напомним, что в православии существует требование ежевоскресного посещения храма, еженедельного поста (в среду и пятницу), а также соблюдения четырех многодневных постов, ежедневная утренняя и вечерняя молитва, обязательного посещения наиболее значимых религиозных праздников, регулярного причащения. Весьма желательными является и регулярное чтение Библии, и исповедание своей веры перед другими, пусть и без навязчивой пропаганды. Схожие требования присутствуют и в других религиях, например, в исламе: пятничное посещение мечети, пятикратная ежедневная молитва, пост в месяц Рамадан, соблюдение важнейших праздников, чтение Корана. На вопрос о частоте совершаемых действий были получены следующие результаты:
Таблица 1
Регулярность совершения религиозных действий респондентами
Несколько раз в месяц | Несколько раз в год | Пару раз в жизни | Никогда | |
---|---|---|---|---|
Посещение церкви | 5,6% | 30,8% | 34,5% | 29,1% |
Пост | 2,5% | 6,6% | 17,7% | 73,3% |
Молитва | 21,5% | 14,8% | 22,7% | 41,0% |
Чтение священных текстов | 5,6% | 10,9% | 33,1% | 50,4% |
Участие в обрядах, праздниках | 7,0% | 40,8% | 29,9% | 22,3% |
Рассказываю о своем вероисповедании людям | 5,4% | 5,6% | 20,5% | 68,6% |
Даже беглый взгляд на данную таблицу указывает крайне низкую религиозную активность. Эти данные однозначно свидетельствуют о незначительной воцерковленности студенчества. Но схожие, или даже более низкие результаты дают и всероссийские опросы населения. По данным аналитического центра Юрия Левады, проводящего ежегодный мониторинг взглядов россиян, в 2007 году заявили о том, что посещают религиозные службы несколько раз в неделю 1% опрошенных, раз в неделю – 2%, два-три раза в месяц – 2%, раз в месяц – 3%, несколько раз в году – 24%, раз в году – 10%, реже, чем раз в году – 18%, никогда – 39%. Но, вместе с тем, панельные исследования, проводящиеся на протяжении последнего десятилетия, показывают очевидную положительную динамику, и свидетельствуют об увеличении числа последовательных верующих. Эта тенденция, вероятно, может служить подтверждением тезиса о религиозном возрождении в стране. Правда начинается это возрождение почти с нуля, особенно если речь заходит о постоянном следовании религиозным нормам, и оборачивается крайне низкой воцерковленностью россиян.
Из таблицы отчетливо видно, что религиозные обряды совершаются гораздо реже, чем того требует от своих последователей любая из конфессий. При этом нет, как было показано выше, принципиального отказа от соблюдения религиозных норм. Наоборот, почти у половины высказывается мысль этим нормам регулярно следовать. Но реальность показывает не реализуемость этого желания. Вероятно, значительная часть молодых людей имеет весьма обрывочные и смутные представления о характере религиозных норм и требований. Даже библейские десять заповедей, которые по праву можно назвать основой европейской цивилизации, помнят и могут воспроизвести очень небольшое число студентов. Можно предположить, что присутствует интуитивное восприятие религии, которое половине из опрошенных кажется достаточным и не требующим дополнения существующих знаний, о чем будет сказано ниже.
Для прояснения ситуации с осведомленностью студентов в области религии был задан вопрос: «какими знаниями, относящимися к вашей конфессии, вы владеете?» Он был адресован в первую очередь респондентам, заявившим о своей религиозной принадлежности. О знакомстве с праздниками и обрядами заявили 40% опрошенных, о знании истории возникновения и развития своей религии сказали 31,2%, представляют основные идеи и могут их сформулировать менее трети опрошенных (30%). Менее четверти ответили, что знакомы с требованиями, которые предъявляет исповедуемая ими религия к своим последователям (22,3%) и знают молитвы (21,8%). Лишь десятая часть знакома со священными текстами своей конфессии (10,6%). О том, что ничего не знают о вере, к которой себя причисляют 4,8%. Эти данные позволяют говорить о существовании определенного интереса к религии, правда, оформленного на крайне низком уровне.
Есть ли у современного студенчества желание расширить свои знания о религии? Опрос дает скорее отрицательный ответ на этот вопрос. Больше всего респондентов (29,1%) заявили, что обладают достаточными знаниями в этой области. Чуть меньшее число респондентов (24,8%) ответили, что вообще не интересуются религией, а потому религиозные знания не являются востребованными ими. Те же респонденты, которые готовы к расширению своих знаний, указали следующие способы: чтение книг (28,6%), встреча с представителями религий (14,8%), беседы со священнослужителями (12,7%), факультативное изучение в рамках учебного процесса в вузе (10%), включение в качестве обязательных религиоведческих предметов в вузах (4,8%), поступление в специализированные учебные заведения (1%). На основании этого опроса вполне можно рекомендовать руководству тольяттинских вузов пополнение библиотечных фондов религиозной и религиоведческой литературой и создание факультативов по изучению религии, куда бы приглашались представители различных конфессий. Это отвечало бы запросам почти половины студенческой аудитории.
Является ли религия фактором, влияющим на оценку современным студентом других людей? Большая часть опрошенных (61,3%) ответили, что для них не важно какую религиозную принадлежность имеет другой человек: является ли он верующим или атеистом, последователем секты или традиционной религии и т.п. Это дает повод говорить о высокой степени толерантности. Тех, кому религиозная позиция другого человека важна, оказалось 16,9%. 20,9% затруднились с ответом.
Способом определения религиозности семьи стала ее идентификация респондентами. На вопрос «вы из религиозной семьи?» были получены следующие ответы: «да» – 17,1%, «скорее да» – 36,4%, «скорее нет» – 26,2%, «нет» – 12,3% и затруднились с ответом 7,1%. Таким образом, опрошенных возможно разделить на две большие группы «из религиозных» (53,5%) и «из нерелигиозных» (38,5%) семей. Более детальное рассмотрение этого вопроса однозначно показало, что семья является важнейшим фактором формирования взглядов на религию.
Подтвердил эту идею и специальный вопрос о том, под воздействием каких факторов сформировалось существующее отношение респондентов к религии (предполагалась возможность двух вариантов ответа). На первом мести с большим отрывом стоял ответ «семья» (67,9%), в два раза меньшее влияние оказывает чтение книг (32,1%) и в три раза меньшее влияние имеют СМИ (23,8%). Еще меньшее воздействие имеют, по словам респондентов, друзья (10,7%), общение с представителями религий (9,7%) и школа (8,6%). В числе других ответов, которые вписали опрашиваемые, можно упомянуть «собственное мнение» (или схожие с ним «мой опыт», «наблюдение», «само сформировалось»), «нет взглядов», «церковь» и даже «авария».
Особняком из совершаемых религиозных традиций стоит обряд крещения. Вопрос, заданный респондентам звучал следующим образом: «Совершали ли над вами обряды, символизирующие вхождение в религиозную организацию? (крещение, обрезание и др.) Если да, то в каком возрасте?». Как правило, совершалось оно в младенческом возрасте (до 7 лет) (65,5%), реже в детском (с 7 до 14 лет) (11%). Число тех, кто принял крещение осознано, невелик и составляет 3,5%. Сам обряд крещения можно вполне определить как укорененную в обществе традицию, не связанную ни с религиозным настроем в семье, ни с последующим религиозным воспитанием ребенка. В то же время он позволяет говорить о формальной принадлежности к религиозной традиции около 80% населения. Отрицательно ответили 15,6% и 4,3% затруднились с ответом.
Конфессиональные предпочтения студенчества оформлены достаточно четко. О своей принадлежности к православию заявили 422 человека (69,4%), к исламу – 25 (4,1%), к католицизму – 5 (0,8%), к протестантизму – 6 (1%). 109 человек (17,9%) ответили, что не принадлежат ни к какой конфессии и 38 (6,3%) затруднились с ответом. Таким образом, доминирует самоопределение себя как представителя православия. Роль других религий (в том числе ислама) крайне мала, а потому говорить об их равном с православием влиянии на население просто не приходится. Численность тех, кто относит себя к православию даже выше, чем число всех, заявивших о своей вере. Это позволяет говорить о восприятии традиционной для России религии как веры отцов, которая может быть не связанна с личным переживанием Бога.
Таким образом, проведенное исследование позволило получить ответы на ряд важных вопросов. Можно говорить о позитивном восприятии религии студенчеством, но при этом прослеживается не вполне осознанная принадлежность к ней и, как следствие, низкая вовлеченность в ее традиции и деятельность. Очевидным явлением оказывается слабая воцерковленность, отсутствие практики участия в церковной жизни, но эта общая для российского общества тенденция, связанна с отсутствием какого-либо планомерного религиозного воспитания в советский период. Ряд явлений, распространенных в прошлом российского общества (антисемитизм, атеизм) изживается. Усиливается религиозная толерантность в оценке студенчеством окружающих.
Около 65% студентов определяют себя как верующие. На пять процентов больше говорят о принадлежности к православию. Эти, парадоксальные на первый взгляд, цифры свидетельствуют о восприятии молодежью религии в первую очередь как культурно-исторической традиции, пронизывающей общество. Таким же является отношение не только к православию, но и другим религиозным направлениям.
Как уже упоминалось, из 605 опрошенных 415 определили свою конфессиональную принадлежность к православию, что составило 69,4 % от общего числа респондентов. Ответы данной группы «православных» студентов был так же проанализированы. По гендерной характеристике группа образовалась из 261 девушки и 154 юношей, что составило 62,9% и 37,1% от общего числа респондентов соответственно. Это однозначно говорит о преобладании женской аудитории среди православной молодежи.
Религиозные представления респондентов в подавляющем большинстве сформировались под влиянием семьи (77%). Гораздо меньшее число опрошенных испытали в формировании этих взглядов воздействие книг (34%) и СМИ (19%). И примерно равное, но небольшое (по 8%) влияние оказали друзья, школа и представители духовенства.
Основной причиной выбора православия респонденты указали принадлежность к этому вероисповеданию близких людей, в первую очередь членов семьи (57,1%). Выбор православия в силу его глубокой укорененности в российской традиции характерен для 31,3 % респондентов. Лишь пятая часть «православных» студентов (20,7%) видят главной причиной принятия данного вероучения истинность его положений. Эти данные указывают на специфику выбора православия российской молодежью.
О формальной принадлежности к Церкви говорит таинство крещения, которое было совершено над 90 % из тех, кто заявил о себе как о православном. Подавляющее большинство из них (72,8%), согласно укоренившейся со времен раннего христианства традиции, прошли через этот обряд в младенчестве, до семи лет. В более поздний период, с семи до четырнадцати лет, приняли крещение 12,8 %, и лишь 3,4% заявили, что приняли крещение осознанно, в более позднем возрасте. Показательно, что 8,7 % указав на свою принадлежность к православию, не могут быть отнесены к нему, так как не приняли основополагающего таинства, предваряющего вхождение в Церковь.
Определяя свою конфессиональную принадлежность, является человек верующим? Кажущаяся на первый взгляд абсурдность такой постановки вопроса, тем не менее, дает интересные результаты. Лишь 34% заявили о себе однозначно как о верующих. 44,6 % ответили, что считают себя скорее верующими, чем неверующими. Прямо противоположная позиция присутствует в ответах 12,3% респондентов. 13 человек (3,1%) заявили о полном отсутствии религиозной веры, но и они продолжают считать себя православными.
Во что же верят молодые люди, считающие себя православными? Наиболее популярными ответами стали широкие определения способные объединить самые разнообразные взгляды и представителей различных религий. Так, наибольшее число респондентов разделяют веру «в сверхъестественные силы и явления, не поддающиеся рациональному объяснению» (56,6%), «существование души» (53,3 %), «существование Бога и дьявола» (52,8%). Лишь на четвертом, по популярности месте находится принцип, основополагающий не только для православных, но и христиан других направлений – вера «в Иисуса Христа как Сына Бога». Его разделяют менее половины «православных» студентов (44,3%). Для остальных, как это ни странно, такая идея не является определяющей. Весьма востребованными ответами оказались такие, которые находятся в определенном противоречии с православием «предметы, приносящие удачу» (39,3%) и «существование судьбы или предопределения» (44,3%). 19% верят в переселение душ.
Какова религиозная активность «православного» студенчества? Определить это позволили ответы респондентов о регулярности совершения определенных действий. Данные говорят об очень низкой вовлеченности опрошенных в религиозную жизнь. Так, о регулярности (несколько раз в месяц) чтения молитв заявили 24,6% респондентов, посещения в церкви – 7,2%, участия в религиозных праздниках и обрядах – 6,1%, чтении религиозной литературы – 4,1%, соблюдении поста – 2,2%. В то же время значительное число «православных» студентов указали на то, что они ни разу в жизни не посещали церковь (5,1%), не участвовали ни в каких церковных обрядах и праздниках (17,2%), не совершали молитв (21,7%), не читали Евангелие (45,8%), не соблюдали постов (68,5%). Это не смотря на то, что каждое из перечисленных требований является обязательным со стороны Православной Церкви для ежедневного или еженедельного исполнения.
Таким образом, в исследовании проявились наиболее характерные черты студентов, определяющих себя православными. Если попытаться создать образ такого среднего студента, то получим следующее. Это будет девушка, крещенная в младенчестве и выросшая в семье, где есть склонность к данному вероучению. Но эта склонность отнюдь не выражается в стремлении следовать всем церковным обрядам, что передается большинству опрошенных студентов. Как правило, речь идет о том, что человек несколько раз в год заходит в храм, отмечает религиозные праздники. Поверхностным является и знакомство с церковным учением, а потому православие воспринимается не как основа спасения души, а как национальная традиция.
Просмотров: 19396